Православие или католицизм?
Блог им. mukasei

    По некоторым данным, в России насчитывается до 800 000 католиков. Этнических русских среди российских католиков крайне мало, но они есть.

    Несмотря на их впечатляющую малочисленность, приверженцы католицизма позиционируют русских католиков, как очнувшихся от «еретического дурмана» Православия и вернувшихся в лоно «истинной церкви». А для этого многие факты религиозной истории России трактуются проповедниками католицизма, мягко говоря, довольно предвзято и искажённо.

    Утверждается, например, что Православие – «опора самодержавия и царской тирании», в то время как «католицизм – путь к прогрессу и демократии».

    Александр Невский «победил германских рыцарей-латинян на Чудском озере и «мудро» покорился татаро-монголам» («Российский католицизма», протопресвитер Виктор Данилов). То есть, по мнению католиков, Александр Невский поступил не мудро, а «мудро», т.е. вовсе не мудро, нанеся поражение тевтонцам.

    Католики почему-то упорно ведут отсчёт русского католицизма с момента крещения Руси. Мол, тогда Церковь была единой, а, значит, католической. Следовательно, Русь приняла католическое крещение. По-гречески «католикос», действительно, значит «всеобщий», но это не значит, что христианская всеобщность свойственна исключительно Ватикану. К тому же, «православный» во многих европейских языках звучит как ортодоксальный, т.е. традиционный, оставшийся без изменений (по-англ. Orthodox, по-итальянски ortodosso, по-испански orthodoxo и т.д.). Православное служение именуется таким, которое сохранило верность традиции.

    Отметим, что русские католики в России всё-таки были. Среди дворян-католиков видим князя Гагарина, декабриста Лунина, профессора Печёрина, княгиню Волконскую, философа Чаадаева и др. Тот же протопресвитер В. Данилов, касаясь вопроса, почему эти и другие русские люди приняли католичество, объясняет это тем, что «многие из них считали Запад идеальной моделью цивилизации», а, дескать, католическая вера предполагает утверждение политической свободы. В то же время «православная Церковь не могла с достаточной эффективностью использовать свои религиозные методы для воспитания российского народа, так как она была служанкой государства и в недостаточной степенью совестью нации».

    Звучит претенциозно, особенно с учётом влияния Апостольской столицы на политический расклад в тогдашней Европе. А если вспомнить, как папы римские делили между Португалией и Испанией их заморские колонии, поддерживали стратегию жёсткой католизации западнорусского населения в Белоруссии и Украине и благословляли Гитлера в его потугах завоевать Россию, а также втихаря поддерживали бойню, развязанную НАТО в Югославии, то слова протопресвитера Данилова звучат вообще нереально. Далее он продолжает: «Русские католики понимают, что католичество – это не только религиозная система, но и западноевропейская культура и менталитет значительно более высокого качества, чем российские …Периоды тотального противостояния Западу оцениваются как исторические недоразумения давно минувших лет».

    Похоже, что русские католики подцепили давнюю болезнь Ватикана и считают западный образ жизни, его религию и культуру (именно духовную культуру, а не утилитарную цивилизацию) помеченными знаком «высшего качества». Не отсюда ли растут ноги у колониалистского мировоззрения современного Запада, аукающегося всему миру уже не одну сотню лет?

    В своих апологетических статьях русские католики часто ссылаются на авторитет русского католического богослова Владимира Печёрина, католического монаха-редемпториста, умершего в Ирландии в 1885 году. Но умалчивают о его негативных отзывах о католических орденах, и о внутренней атмосфере, которая там царила.

    Печёрин (кстати, прототип лермонтовского Печорина из «Героя нашего времени») называл Россию Некрополисом – городом мертвецов. Похоже, это больше всего привлекает католиков в его литературном творчестве. Но забывают, что Печёрин – это символ радикального ухода от родного национального чувства, и, что более важно, под конец жизни раскаивавшегося в своём поступке.

    «Политическая свобода» католицизма обернулась для философа Печёрина тем, что его вынудили покинуть орден, так как церковное начальство не желало мириться с его философско-политическими взглядами.

    Поистине интеллектуальной глыбой среди авторитетов русского католицизма можно считать философа Владимира Соловьёва. Он симпатизировал католицизму, причащался и в православных, и в католических храмах, выступал за ликвидацию духовно-мировоззренческих границ между католичеством и Православием, но под верховенством Рима. Некоторые утверждают, что Соловьёв принял католичество, но другой русский философ – Василий Розанов – утверждал в статье «Размолвка между Достоевским и Соловьёвым» (1906), что «в конце жизни, в глубокую минуту бессилия, он высказал, что отказывается от примирительных между Православием и католичеством попыток, а умер крепким православным человеком. Таким образом, подозрение в сильной его католической окрашенности падает само собою». Как было на самом деле, оставим решать историкам, но Соловьёв однозначно не был совершенно не православным человеком.

    С глубокой симпатией к католичеству относился и Пётр Чаадаев. Он называл католицизм «политической религией» Запада, понимал, что политика Запада основана на католическом мировоззрении. В понятие «политической религии» Чаадаев вкладывал положительный смысл (сравните критические слова протопресвитера Данилова о том, что Православие – оплот самодержавия).

    Один из ярких представителей золотого века русской поэзии Николай Языков обращался к нему в стихотворении «К Чаадаеву»: «Вполне чужда тебе Россия, твоя родимая страна! Её предания святые ты ненавидишь все сполна. Ты их отрёкся малодушно, ты лобызаешь туфлю пап, – почтенных предков сын ослушный, всего чужого гордый раб!».

    Но перед своей смертью Чаадаев почему-то пожелал, чтобы его похоронили в Донском монастыре. Он был близок к либералам и декабристам, а Герцен писал, что Чаадаева в католицизме привлекали лишь принципы слияния политики и религии, их практическая эффективность и результативность. Он не особо интересовался духовной стороной католичества, увлекаясь внешним.

    Сегодня на католических сайтах публикуют статьи известных в прошлом русских католиков, обосновывающих причину своего отречения от Православия. Католический священник кн. А. Волконский в книге «Католичество и Священное Предание Востока» не жалует критиков католицизма: «Микробы нетерпимости, взлелеянные в борьбе с «папизмом», засорили государственную мысль. Многим стало казаться, что «религиозный шовинизм» является необходимой составной частью любви к отечеству». И просит не видеть в русских католиках предателей: «Россию мы любим не меньше, чем другие русские. Но любим её иначе».

    Автор пишет, что за Россию кровь проливали не только православные русские, но и магометане, а также немцы-католики и протестанты. Поэтому, чтобы быть патриотом России, не обязательно быть православным. Как немецкий народ состоит из католиков и протестантов, так и народ русский, якобы, может мирно состоять из православных и католиков. К тому же, среди народов России уже есть и католики (поляки, литовцы), и магометане (горцы Кавказа и среднеазиаты), и протестанты (немецкие колонисты), и буддисты (буряты, калмыки).

    Возразим для начала, что мировоззренческая дистанция между протестантизмом и католицизмом крайне мала, несмотря на все исторические перипетии. Оба вероисповедания суть проявления западного понимания веры Христовой.

    В силу миролюбия русского характера русским удалось найти общий язык с представителями иных вероисповеданий – буддистами, мусульманами.

    «Наблюдения и путешествия убедили меня, что ни один народ так гуманно и чистосердечно не относится к покоренному, вообще чуждому племени, как наши старшие братья, русские. Мне приходилось видеть, как арабы и индусы были в неловком положении среди высокообразованного парижского и лондонского общества», — писал крымско-татарский мыслитель ХІХ в. Исмаил Гаспринский в статье «Русское мусульманство. Мысли, заметки, наблюдения», и этим выразил суть отношения русских к своим соседям под одной крышей.

    У протестантов и католиков традиционно отношение к другим религиям было высокомерным (и к буддизму, и к исламу, и к язычеству индейцев и африканцев), как и к Православию (!).

    За Россию, действительно, сражались и гибли не только православные, но и католики (немцы, литовцы и даже поляки). Здесь кн. Волконский прав. Но, при всём уважении к погибшим воинам-католикам, смею утверждать, пусть и теоретически, что вряд ли российский католик будет чувствовать большую привязанность к России, чем православный.

    Теорию подтверждает практика: с распадом Российской Империи большинство поляков-католиков, ещё вчера сражавшихся против Германии в одном строю со своими русскими однополчанами, присоединились к легионам клинического русофоба Пилсудского в 1920-м.

    Среди российских немцев перехода на сторону Германии практически не было. Но здесь причина, очевидно, в небывалой дисциплинированности, свойственной немцам. Например, пленные военнослужащие вермахта даже не пытались совершать побеги из советских лагерей в 1940-1950-х гг., так как для немца любой порядок, даже русский, это порядок, нарушать который нельзя.

    Русский этнограф С. Широкогоров писал, что если бы США приняли буддизм, Америка была бы совершенно не той, какой мы её знаем.

    Французский социолог с мировым именем Эмиль Дюркгейм полагал, что народ есть то, во что он верит. Современный аргентинский философ и геополитики Альберто Буэла призывает соотечественников отказываться от термина «Латинская Америка», заменяя его термином «Ибероамерика», поскольку «латинизированное» название континента было намеренно введено французами для оправдания своего вмешательства во внутренние дела южноамериканских государств.

    Католическая церковь воспевает деяния хорватского кардинала Степинаца, предлагавшего православным сербам во время Второй мировой выбор «католичество или смерть», галицийского кардинала Андрея Шептицкого, «подтанцовывавшего» фашистам. Идеолог украинского интегрального национализма, расист и неврастеник Дмитрий Донцов призывал украинцев отрекаться от Православия и уходить в католицизм, в том числе восточного обряда, ибо только так, и не иначе, Украина-Малороссия окончательно оторвётся от России. Среди бандеровцев подавляющее большинство были как раз греко-католики.

    Николай Гоголь говорил, что Церковь – одна, а на православную и католическую её разделили люди. Так какой смысл тогда отрекаться от Православия и переходить в католичество? — вопрошал классик.

    Немецкий теолог Рудольф Отто доказывал, что каждый народ перерабатывает свою веру в соответствии со своим национальным характером и обычаями. Русские преданы Православию в силу национальных особенностей русского народа. Поэтому теории о том, что католицизм для русских – их истинная вера, выглядят пропагандистским трюком.
    По материалам: segodnia.ru



    Дочитали статью до конца? Пожалуйста, примите участие в обсуждении, выскажите свою точку зрения, либо просто проставьте оценку статье.

    Вы также можете:

    • Перейти на главную и ознакомиться с самыми интересными постами дня
    • Добавить статью в заметки на: Добавить эту статью в TwitterДобавить эту статью ВконтактеДобавить эту статью в FacebookПоделиться В Моем Мире

    • 0
    • 10 марта 2012, 12:06
    • mukasei

    Комментарии (0)

    RSSсвернуть / развернуть

    Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.

    Специальные предложения


    Резиновая плитка для пола «Модуль»

    Вулканизированная резина для пола в тренажерном зале обладает исключительной прочностью и укладывается как полы для занятий штангой и спортивные мобильные тяжелоатлетические площадки на улице. Покрытие не крошится и не впитывает влагу, это литая вулканизированная резина, не крошка! Покрытие послужит незаменимым полом в ангары для хранения мотоциклов, снегоходов, лодок, гидроциклов, катеров и яхт…

    Резиновое покрытие Трансформер «ЗЕРНО»

    Уникальное напольное покрытие из резины для быстрой и самостоятельной сборки пола в гараже. Полы в личном гараже Вы можете собрать своими руками, без привлечения строителей. Удобный предустановленный замок, позволит произвести монтаж резиновых плит без применения клея. Покрытие устойчиво к шипам, износу и проливу технических масел и бензина…

    Модульная плитка ПВХ для пола

    Модульная плитка ПВХ для пола в гараж, автосервис, цех, торгово-развлекательный центр, офис, фитнес и тренажерный зал, зрительный зал кинотеатра, склад. Модульные плитки ПВХ настолько просты в монтаже, что не требуют специальных навыков для своей установки. Неподготовленный человек может собрать более 100 кв.м. напольного покрытия за один рабочий день. Для сборки не требуется клей, цемент и другие крепежные материалы...


    +7 (495) 969-75-83

    +7 (495) 969-75-83

    +7 (495) 969-75-83

    Смотреть все предложения...

    Новостная сеть блогов MyWebS - это всё самое актуальное: основные мировые новости, лучшие фотографии из последних новостей. А также просто полезная и занимательная информация: о событиях в России, о достижениях в мире технологий, о загадочном и непостижимом, об исторических фактах и просто о знаменательных событиях.

    © Copyright 2010–2021