Основные балетные па были известны еще в каменном веке
Блог им. nevidimca

    Восхищаясь воздушными фуэте и эффектными поддержками в балете, мы точно понимаем: это высокое искусство, даже если оно кажется кому-то скучным. Принято считать, что балет, каким мы привыкли видеть его на сценах Большого или Мариинки, появился несколько столетий назад, а зрительский трепет — не что иное, как привнесенное в нас культурой Серебряного века. Впрочем, классический танец может оказаться гораздо старше, чем принято считать, а наш интерес к нему предопределен на генетическом уровне. Российские ученые, опираясь на исследования в области палеохореографии, выдвинули предположение, что основные балетные па были известны еще в каменном веке. Более того, пещерный человек поспешил запечатлеть их в своих наскальных рисунках, которые встречаются в разных уголках нашей планеты.

    В том, что первобытный человек, едва освоив примитивные инструменты труда, бросился танцевать, исследователи не видят ничего удивительного. Простые ритмичные движения были едва ли не первым доступным средством самовыражения, с помощью которого демонстрировали и радость, и печаль, и триумф, и поражение. Кстати, у одного из индейских племен Мексики понятия «танец» и «труд» обозначаются одним словом. Позже у танца появился ритуальный смысл — с его помощью возносили хвалу богам или просили их милости перед охотой. Кроме этого, танец выполнял функцию «свой — чужой». Представители разных племен опознавали друг друга по определенной манере движений. Со временем эти элементы становились сложнее, в результате чего и появились народные танцы. Собственно, палеохореографы занимаются тем, что пытаются добраться до корней того или иного танца, по особенностям движений определить связь между этносами. В своих работах они опираются в том числе и на наскальные рисунки, изображавшие незамысловатый быт пещерного человека, где есть и изображения танцоров. Причем, считает членкор Международной славянской академии наук, образования, искусств и культуры доктор культурологии Валерий Ромм, в некоторых случаях наскальная живопись изображает вовсе не ритуальную пляску, а то, что мы сегодня называем классическим балетом, со всем набором условностей и строгих требований.


    Он посвятил анализу палеографии не одно исследование и пришел к выводу, что наши далекие предки были не понаслышке знакомы с этим высоким искусством и даже пытались сохранить свои знания о нем. Так, по его версии персонажи, изображенные на гравюре из пещеры Ла-Мадлен, возраст которой составляет около 18 тысяч лет, демонстрируют первую позицию, без которой немыслим классический танец. Так называемая выворотность, когда пятки вместе, а носки смотрят в противоположные стороны, хоть и кажется простым движением, но требует определенной подготовки двигательного аппарата. «Первая позиция не относится к сложнейшим элементам техники классического танца, тем не менее это базовая поза, требующая серьезной подготовки. Выявленная поза отличается наличием необходимых специфических особенностей по всем разделам костно-мышечно-связочного аппарата исполнителя. Удержание качественной первой позиции, такой, как на этой гравюре, предполагает воспитание у исполнителя комплекса профессиональной подготовленности многих мышечных групп, а также специфических изменений в узловых частях движенческой машины», — объясняет Валерий Ромм.

    Впрочем, балетные па из французских пещер можно списать на ошибку художника, если бы похожие изображения не встречались на других памятниках эпохи палеолита. Так, по мнению Ромма, на гравюрах из Тейжи во Франции, относящихся примерно к тому же историческому периоду, изображены люди, делающие подскоки на пальцах. Причем три персонажа, отображенных в камне, не просто делают сложные па, но и последовательно показывают его элементы. Так, двое из них не отрываются от опоры, третий же находится в воздухе. «Можно выдвинуть достаточно веское предположение, что на ногах у персонажей специальная обувь, — отмечает Валерий Ромм, — однако если предположение о наличии на ногах персонажей специальной обуви окажется только предположением, то уровень профессиональной подготовленности исполнителей для выполнения выявленных движений должен значительно превышать уровень возможностей современных балерин».

    Что касается физиологических возможностей пещерного человека, то он при должной подготовке и правильном обучении мог повторить все то, что мы сегодня наблюдаем на сцене. По словам антропологов, физиологическое строение человека за последние 40 тысяч лет не претерпевало значительных изменений. Выходит, он мог не только легко ставить ноги в правильные позиции, но и совершать более сложные элементы, которые есть на рисунках, зафиксированных в пещерной живописи Южной Африки и Австралии.


    «Произведения первобытных художников — это работы не дилетантов, и их по праву должно причислить к искусству, — считает Валерий Ромм. — Высочайшее мастерство художников через тысячелетия донесло до нас изображения первобытных танцоров. Зафиксированные позиции и движения классического танца неприменимы для обыденной жизни, и они не встречаются в обычных плясках. Обнаруженные элементы техники классического танца исполнитель не мог воспроизвести без многолетней профессиональной подготовки. Такое обучение сегодня независимо от отличий национальных школ длится пять — восемь лет».

    В связи с этим возникает другой вопрос: кто преподавал древним людям навыки балета и как получилось, что высокое искусство, известное задолго до возникновения цивилизации, было забыто на много столетий вперед?

    По официальной версии классический балет, каким мы знаем его сегодня, начал формироваться в XV веке. С тех пор он только совершенствовался — вводились новые элементы, создавались композиции, оттачивались уже известные движения. Одним словом, никакой связи не то что с эпохой палеолита, но и со столь любимой на Западе античностью. Однако исследователи находят намеки на то, что классический танец был известен по крайней мере в Древней Греции, где муза танца Терпсихора занимала особое место в пантеоне. Эти знания перешли по наследству римской цивилизации. В своем исследовании Валерий Ромм отмечает, что классические балетные композиции встречаются на статуэтках той эпохи. Однако несмотря на то, что темы танца касались многие древнегреческие мыслители от Аристотеля до Платона, в литературных памятниках той эпохи о теории балета не сказано ни слова, а сами движения затрагиваются как составная часть ритуала, а не как независимое искусство. В то же время в эпоху Ренессанса, когда началось зарождение балета, исполнителей классического танца тут же приравняли к идеальным людям, практически к богам. Возможно, их так же воспринимали и в античности, вот только подобное почитание пришлось не по душе средневековым догматикам, уничтожившим упоминания о нем. Чем же могло высокое искусство раздосадовать церковников? Валерий Ромм выдвигает фантастическую гипотезу — классический танец появился вне пределов земли и был оставлен человеку как напоминание того, какими возможностями он обладает. Это смелое предположение вряд ли можно доказать. В более прагматичной версии ответ может быть банальным — например, что никакой это не внеземной балет, а вполне себе народный ритуальный танец, просто с такими замысловатостями. Однако, согласитесь, первая версия лучше подходит к утверждению, что классический балет — это танец богов, а танцовщики — неземные существа.


    Игорь Есаулов, балетмейстер:

    — Балет можно считать такой же наукой, как химия или физика, поскольку он подчиняется своим законам. А вы же понимаете, что в любой науке ничего на пустом месте не появляется. Громким открытиям вроде таблицы Менделеева или законов Ньютона предшествовали другие исследования и занятия наукой. Так же и с балетом. Не могли на ровном месте в XVII веке возникнуть школы классического танца, значит, были знания, причем эти знания развивались довольно долго. Я допускаю, что пещерные люди могли обладать навыками того, что мы называем элементами классического танца.

    Екатерина Дэвлет, доктор исторических наук, ученый секретарь Института археологии Российской академии наук:

    — У меня было балетное детство, и я слежу за новациями в классической хореографии, так что тема мне близка. И все же гипотеза кажется мне слишком смелой. Перечисленные в исследовании материалы безосновательно рассматриваются как предтечи классического танца и свидетельства профессиональной подготовки. Изображения, о которых говорится в работе, имеют весьма различную датировку. Довольно странно выстраивать столь «стройную» гипотезу на очень удаленном во времени и пространстве материале. Более того, такая трактовка говорит о незнании или игнорировании автором исторического контекста образцов ранних форм искусства.

    ____________________________________

    Система капельного полива — идеально подходит для полива любых растений, как в промышленной или фермерской теплице, так и на приусадебном участке, даче или в огороде. Вместо ежедневной многочасовой ручной поливки вы можете система капельного полива купить в ООО «ПРОМГИДРОПОНИКА», тем самым вы сможете больше времени уделять другим делам, а ваш участок будет всегда свежим и зеленым.
    Источник: itogi.ru

    Дочитали статью до конца? Пожалуйста, примите участие в обсуждении, выскажите свою точку зрения, либо просто проставьте оценку статье.

    Вы также можете:

    • Перейти на главную и ознакомиться с самыми интересными постами дня
    • Добавить статью в заметки на: Добавить эту статью в TwitterДобавить эту статью ВконтактеДобавить эту статью в FacebookПоделиться В Моем Мире
    • Добавить на Яндекс


    Специальные предложения


    Резиновая плитка для пола «Модуль»

    Вулканизированная резина для пола в тренажерном зале обладает исключительной прочностью и укладывается как полы для занятий штангой и спортивные мобильные тяжелоатлетические площадки на улице. Покрытие не крошится и не впитывает влагу, это литая вулканизированная резина, не крошка! Покрытие послужит незаменимым полом в ангары для хранения мотоциклов, снегоходов, лодок, гидроциклов, катеров и яхт…

    Резиновое покрытие Трансформер «ЗЕРНО»

    Уникальное напольное покрытие из резины для быстрой и самостоятельной сборки пола в гараже. Полы в личном гараже Вы можете собрать своими руками, без привлечения строителей. Удобный предустановленный замок, позволит произвести монтаж резиновых плит без применения клея. Покрытие устойчиво к шипам, износу и проливу технических масел и бензина…

    Модульная плитка ПВХ для пола

    Модульная плитка ПВХ для пола в гараж, автосервис, цех, торгово-развлекательный центр, офис, фитнес и тренажерный зал, зрительный зал кинотеатра, склад. Модульные плитки ПВХ настолько просты в монтаже, что не требуют специальных навыков для своей установки. Неподготовленный человек может собрать более 100 кв.м. напольного покрытия за один рабочий день. Для сборки не требуется клей, цемент и другие крепежные материалы...


    +7 (495) 969-75-83

    +7 (495) 969-75-83

    +7 (495) 969-75-83

    Смотреть все предложения...

    Новостная сеть блогов MyWebS - это всё самое актуальное: основные мировые новости, лучшие фотографии из последних новостей. А также просто полезная и занимательная информация: о событиях в России, о достижениях в мире технологий, о загадочном и непостижимом, об исторических фактах и просто о знаменательных событиях.

    © Copyright 2010–2017