Первый советский видеомагнитофон «Кадр-1»
Блог им. mukasei

    В конце 50-х годов почти все телепередачи шли в «прямом» эфире и трудно было себе представить, что через 30 лет все программы будут воспроизводится с видеоленты. Технологическую революцию на телецентрах совершили видеомагнитофоны, первое упоминание о которых появилось в печати в 1956 г. Их первым изготовителем стала фирма AMPEX (США), которую cоздал русский (!) эмигрант Александр Михайлович Понятов. Полковник царской армии, он имел право на титулование «Его Превосходительство» или по английски Exellence. Аббревиатура, составленная из первых букв в английской транскрипции имени, отчества и фамилии и двух первых титула Понятова, и стала названием фирмы. А.М.Понятову удалось собрать очень сильный коллектив разработчиков, среди которых, например был и столь знаменитый ныне Р. Долби. Реализация AMPEX видеозаписи произвела очень сильное впечатление. Многие годы в аппаратных видеозаписи во всем мире висели фотографии Понятова, а сам процесс записи часто и достаточно долго называли «ампексированием».

    Тогда многие, в том числе русские, конструкторы мечтали о создании магнитофона для записи ТВ изображений. Так, в институте Звукозаписи (ВНАИЗ) еще в 1956 г. под руководством Б.И. Черняева проводилась НИР по записи ТВ (сохранился лишь черновик рабочей программы по этой теме), но она закончилась неудачей, так как в основу аппарата был заложен способ записи нескольких составляющих видеосигнала на параллельных продольных дорожках.

    Проблема создания видеомагнитофона стала особенно актуальной после Американской выставки, проходившей в 1958 г в Сокольниках. На выставке состоялась встреча американского посла с Н.С. Хрущевым, которая была записана на видеомагнитофон. Видеолента с записью встречи была подарена Н.С. Хрущеву, который направил ее на расшифровку во ВНАИЗ. Мы впервые увидели ленту шириной 2 дюйма с поперечно-строчной записью видеосигнала и «расшифровать» не смогли. В условиях «холодной войны» работы по видеозаписи были засекречены, поэтому получение серьезной технической информации исключалось.

    По решению ЦК КПСС работы по видеозаписи начались параллельно в Москве (ВНАИЗ) и в Ленинграде (Ленкинап и ВНИИТ). Хотя в основу московского и ленинградского аппаратов был заложен один и тот же способ поперечно-строчной записи вращающимися головками сигнала с частотной модуляцией низкой несущей, но пути разработчиков разошлись. Создатели «Кадра», так был назван московский видеомагнитофон, руководимые к.т.н. В.И. Пархоменко (А. Гончаров, В. Лазарев, А. Спирин, И. Орехов, А. Ланген, П. Зон, Л. Маркович, Л. Лишин и др.) поставили перед собой задачу обеспечить взаимозаменяемость собственной видеофонограммы с зарубежными. Ленинградцы, руководимые М.Г. Шульманом, применили в своем видеомагнитофоне КМЗИ ленту шириной 70 мм, что явилось грубой ошибкой и полностью исключило возможность воспроизведения зарубежных программ.

    Упорство и настойчивость москвичей были вознаграждены: они первыми подготовили макет видеомагнитофона к работе. 20 февраля 1960 г. состоялось «историческое» событие. Газета «Советская Россия» в заметке «Это вы увидите сегодня» сообщила о передаче по центральному телевидению экспериментальной программы в записи на магнитной ленте. На улицу Качалова, 24, к Дому Звукозаписи подъехала ПТС. Телекамеры установили прямо в концертной студии, а кабели прокинули на 6-ой этаж, где находился видеомагнитофон. Состоялся эстрадный концерт, который вела известный в то время диктор Светлана Жильцова. Его мы записали и пригласили посмотреть артистов, среди которых выделялся ведущий артист оперетты Владимир Аркадьевич Канделаки. Мне запомнилось восхищение на лицах артистов. Ведь они впервые в жизни себя увидели на телеэкране сразу после выступления, когда еще живы их эмоции. Ранее их снимали на кинопленку, которую проявляли и показывали через неделю-другую, когда все эмоции забывались.

    Записанный концерт был воспроизведен, по кабелю подан на ПТС и передан через телецентр на Шаболовке в эфир, хит фм. Это было 34 года тому назад и тогда мы отставали от ведущих зарубежных фирм всего на 4 года.

    Макет первого «Кадра-1» создавался усилиями большого коллектива специалистов института. Сердце видеомагнитофона — блок видеоголовок (БВГ) сконструировал И. Орехов. Для БВГ потребовался уникальный электродвигатель, который при малых размерах разгонял бы блок до частоты вращения 15 000 об/мин — его создал А. Ланген, в будущем доктор наук. Но самой сложной задачей оказалась разработка вращающихся видеоголовок. Их создатели, В. Пархоменко, А. Гончаров, Л. Маркович и др., довольно быстро убедились, что обычные материалы, при относительной скорости головка/лента — 40 м/с, изнашиваются буквально за несколько десятков часов. Пришлось заказывать у специалистов ЦНИИЧЕРМЕТ специальный сплав для сердечников головок. Вскоре удалось создать отечественный сендаст — уникальный материал, позволивший увеличить износостойкость до 100 часов.

    Инженеры А. Гочаров, А. Спирин, Г. Иванов и др. создали ряд принципиально новых блоков для канала изображения видеомагнитофона, а В. Лазарев разработал системы авторегулирования узлов лентопротяжного механизма (ЛПМ), сконструированного П. Зоном и И. Ореховым. Только звуковые и управляющие каналы удалось сделать транзисторными — видеоканалы остались ламповыми, так как частотные свойства отечественных транзисторов в то время были очень низкими и не годились для телевизионных блоков.

    Путь от первой записи к созданию телепрограмм на ленте оказался трудным. Прежде всего нужно было обеспечить возможность воспроизведения видеофонограммы, записанной на другом видеомагнитофоне. Для этого строчки на ленте должны быть не только строго определенных размеров, но и записываемые сигналы на них должны быть одинаковыми. Даже незначительные отклонения размеров или неточная установка головок на вращающемся диске БВГ приводили к искривлениям вертикальных линий на изображении.

    Для решения проблемы установки головок под углом 90 градусов, диск сделали разрезным и регулировали угол конусными винтами по изображению. Разброс параметров головок также приводил к отличию яркости одного сегмента от другого (одна головка записывала сегмент, содержащий 16 ТВ строк). Вот и получалось, едва отрегулировал изображение по самой плохой головке на диске, как головки изнашивались и нужно было снова заменять БВГ.

    Чтобы решить эти проблемы порой приходилось рядом с записаной лентой класть на полку БВГ и хранить его вместе с лентой до передачи в эфир. Именно тогда возникла и осталась во мне на всю жизнь неприязнь к сегментному способу записи и многоголовочным видеомагнитофонам. Уже к середине 60-х годов на всех телецентрах, эксплуатировавших четырехголовочные видеомагнитофоны периодически возникала проблема: где отремонтировать БВГ? С годами она только усугубилась.

    Далее следует учесть, что ТВ программу сразу записать невозможно, нужен монтаж программы на видеоленте. На первых порах его делали также как на кинопленке: т.е. разрезали видеоленту вдоль вертикальной строчки и склеивали липкой лентой. В институте был сконструирован специальный станок для резки ленты, которым пользовались на телецентре. Через некоторое время появился «электронный монтаж» по звуковым меткам или по счетчику, который использовался до середины 80-х годов.

    Изготовив несколько видеомагнитофонов «Кадр-1», наше руководство решило перейти к их эксплуатации и мы переехали в Телетеатр на площадь Журавлева. В то время в Телетеатре ТВ комплексом руководил В.Ф. Амириди — большой любитель новой техники. Его доброжелательность и отзывчивость позволили преодолеть массу неприятностей, возникших на первом этапе. Например, усилители мощности для управления двигателями ЛПМ были выполнены на мощных лампах ГУ-50. Их баллоны конструкторы расположили горизонтально на задней стенке видеомагнитофона, что не обеспечивало хорошего теплоотвода. Однажды нам пришлось записывать выступление Н.С, Хрущева в ГДРЗ. Его речь затянулась, сетки ламп раскалились и вознила угроза срыва записи. Пришлось взять в руки по вентилятору, лечь сзади аппарата и охлаждать лампы, пока речь не закончилась. Так мы на практике узнали что значит «эфир» и почему профессиональный видеомагнитофон должен непрерывно работать в течение суток без отказов.

    О работе первых видеомагнитофонов узнали молодые кинорежиссеры. Один из них — В. Литовчер, решил с помощью видеомагнитофонов снять небольшой фильм «Рабочий день В.И. Ленина». Для нас это была реклама, хотя работать пришлось напряженно. Фильм был создан по тем временам в рекордно короткий срок — за несколько месяцев к нужной дате и стал первым фильмом, созданным у нас без кинокамеры.
    Источник: oldradioclub.ru



    Дочитали статью до конца? Пожалуйста, примите участие в обсуждении, выскажите свою точку зрения, либо просто проставьте оценку статье.

    Вы также можете:

    • Перейти на главную и ознакомиться с самыми интересными постами дня
    • Добавить статью в заметки на: Добавить эту статью в TwitterДобавить эту статью ВконтактеДобавить эту статью в FacebookПоделиться В Моем Мире
    • Добавить на Яндекс

    • 0
    • 09 апреля 2011, 11:56
    • mukasei

    Специальные предложения


    Резиновая плитка для пола «Модуль»

    Вулканизированная резина для пола в тренажерном зале обладает исключительной прочностью и укладывается как полы для занятий штангой и спортивные мобильные тяжелоатлетические площадки на улице. Покрытие не крошится и не впитывает влагу, это литая вулканизированная резина, не крошка! Покрытие послужит незаменимым полом в ангары для хранения мотоциклов, снегоходов, лодок, гидроциклов, катеров и яхт…

    Резиновое покрытие Трансформер «ЗЕРНО»

    Уникальное напольное покрытие из резины для быстрой и самостоятельной сборки пола в гараже. Полы в личном гараже Вы можете собрать своими руками, без привлечения строителей. Удобный предустановленный замок, позволит произвести монтаж резиновых плит без применения клея. Покрытие устойчиво к шипам, износу и проливу технических масел и бензина…

    Модульная плитка ПВХ для пола

    Модульная плитка ПВХ для пола в гараж, автосервис, цех, торгово-развлекательный центр, офис, фитнес и тренажерный зал, зрительный зал кинотеатра, склад. Модульные плитки ПВХ настолько просты в монтаже, что не требуют специальных навыков для своей установки. Неподготовленный человек может собрать более 100 кв.м. напольного покрытия за один рабочий день. Для сборки не требуется клей, цемент и другие крепежные материалы...


    +7 (495) 969-75-83

    +7 (495) 969-75-83

    +7 (495) 969-75-83

    Смотреть все предложения...

    Новостная сеть блогов MyWebS - это всё самое актуальное: основные мировые новости, лучшие фотографии из последних новостей. А также просто полезная и занимательная информация: о событиях в России, о достижениях в мире технологий, о загадочном и непостижимом, об исторических фактах и просто о знаменательных событиях.

    © Copyright 2010–2018