Надгробия Александро-Невской лавры
Блог им. tor


    Наверное, многие люди, особенно молодые, не очень любят бывать на кладбищах, а если и бывают там, то по необходимости, в связи с соответствующими событиями. Но чем старше становишься, тем чаще приходится посещать эти скорбные места. Многие из близких друзей, родственников переселяются в мир тишины и вечного покоя. И хочется, чтобы места упокоения близких людей были ухоженными, красивыми, насколько это возможно. Хотя, следует сказать, наши православные кладбища, особенно в маленьких городах, находятся в большом запустении, зарастают бурьяном, кустарниками, за ними нет должного присмотра. Кто бывал на кладбищах европейских стран, тот знает, как там чисто, ухожено и красиво. Ведь места захоронения – это тоже часть истории страны.

    Писатель Борис Акунин (Григорий Чхартишвили) в своей книге «Кладбищенские истории», которую наверняка многие читали, рассказывает о шести знаменитых кладбищах мира, в том числе, об одном российском – а именно о Старом Донском в Москве. Жаль, что писатель не рассказал о Санкт-Петербургских некрополях Александро-Невской Лавры. Там стоит побывать всякому, кто интересуется отечественной культурой и историей. Особенно хорошо там в погожие дни ранней осени или поздней весны. Когда уже, или еще, нет массы туристов, можно спокойно ходить среди надгробий, вспоминая людей, давно ушедших из жизни, но оставивших яркий след и в истории страны, и в людских душах.

    Рядом с Троицким собором, напротив главного входа, находятся захоронения конца XIX – начала XX века, но они не относятся ни к одному из трех официальных некрополей – Лазаревскому (Некрополь XVIII века), Тихвинскому (Некрополь мастеров искусств) и Никольскому. Чем же знамениты эти некрополи? Ведь многие памятники и надгробия там можно отнести к достопримечательностям Петербурга.

    Вход на Никольское кладбище

    Самое молодое, Никольское кладбище было открыто в 1863 году, к востоку от Свято-Троицкого собора. Первое время его называли Засоборным, но после постройки храма Святого Николая Мерликийского в 1868-1871 гг. оно получило свое современное название – Никольское. Кладбище входит в состав некрополей Александро-Невской лавры, но в отличие от Лазаревского и Тихвинского кладбищ, не является музеем-заповедником, и вход туда свободный. В 1930-40-е годы здесь уже не хоронили, и даже собирались вообще ликвидировать его. Однако, в конце 1970-х годов захоронения возобновились, здесь стали хоронить людей за их особые заслуги перед обществом. Поздние захоронения в основном расположены в правой части от главной аллеи.

    В декабре 1996 года в авиакатастрофе погибли С.П. Селезнёв, командующий Ленинградским военным округом, и его супруга. Их могила находится рядом с церковью, на красивом большом надгробии изображены два лебедя, падающие вниз. 1998 году недалеко от храма, с правой стороны главной аллеи, была похоронена депутат Государственной думы Г.В. Старовойтова, убитая 20 ноября в подъезде своего дома на канале Грибоедова. Множество посетителей этого кладбища непременно подходят и к могиле первого мэра Санкт-Петербурга Анатолия Александровича Собчака, похороненного в 2000 г. На его могиле поставлен очень внушительный и красивый памятник, и всегда есть цветы. В 2008 году здесь нашел свое упокоение знаменитый хирург, борец за здоровый, трезвый образ жизни Ф.Г. Углов.

    Слева от главной аллеи, рядом с церковью, находится могила Л. Н. Гумилева, советского историка, создателя теории этногенеза, сына знаменитых русских поэтов Н.С. Гумилева и А.А. Ахматовой. Почти рядом с главной аллеей могила лицейского товарища А.С. Пушкина графа Модеста Корфа, государственного деятеля, директора Публичной библиотеки.

    Здесь также покоятся архитектор В.А. Кенель, художник М.О. Микешин, первые русские авиаторы С.И. Уточкин и Л.М. Мациевич, и много других замечательных людей. Конечно, это кладбище не такое ухоженное, как Некрополь мастеров искусств, старинные надгробия местами покосились, возможно, за ними уже некому ухаживать.

    Самое старое из сохранившихся в Санкт-Петербурге, Лазаревское кладбище. Это некрополь XVIII века, он находится слева от входа на территорию Лавры, за аркой надвратной церкви Всех Скорбящих радости. Кладбище было заложено одновременно со строительством Александро-Невского монастыря, и там поначалу хоронили только знатных представителей столичного общества. Для погребения требовалось личное разрешение Петра I. В 1717 году здесь была похоронена любимая сестра Петра царевна Наталья Алексеевна, а затем и его сын царевич Петр. Над их могилами построили небольшую часовню во имя Воскрешения святого Лазаря, потому кладбище стали называть Лазаревским. Значительно позже останки царевны и царевича были перенесены в Благовещенскую церковь, над их могилами положены плиты, получившие название царских, а Благовещенская церковь превратилась в первую царскую усыпальницу Петербурга.

    Большая часть могил на Лазаревском кладбище относится к XVIII cтолетию, хотя хоронить продолжали еще в XIX и даже в ХХ вв. Одним из последних стало захоронение в 1915 году выдающегося государственного деятеля графа С.Ю. Витте. В 1919 г. кладбище было закрыто для погребений, а в начале 1930-х годов на его основе стал создаваться музей художественных надгробий. Вместе с находящимся напротив Тихвинским кладбищем и Благовещенской усыпальницей оно входит в состав Государственного музея городской скульптуры, и вход туда платный.

    Усыпальница князей Белосельских-Белозерски

    На Лазаревском кладбище довольно тесновато, проходы между надгробиями узкие, надписи на многих памятниках полустерлись и плохо читаются. Но приходят сюда и отдельные посетители, и группы туристов. Здесь покоятся архитекторы, создававшие замечательный облик Санкт-Петербурга: И.Е. Старов, А.Н. Воронихин, Дж. Кваренги, Ж.Ф. Тома де Томон, А.Д. Захаров, К.И. Росси. Достаточно скромная стела стоит на могиле великого М.В. Ломоносова, на торцовой стороне которой написано, что она возрождена в 1832 году графом М.С. Воронцовым. Одно из самых красивых надгробий со скульптурной группой на усыпальнице князей Белосельских-Белозерских.

    Многие посетители, непременно идут к могиле Н.Н. Ланской-Пушкиной, жены великого, любимого поэта. Она находится у дальней от входа стены, недалеко от часовни.

    Надгробие Н.Н. Ланской-Пушкиной

    Справа от входа в Некрополь есть захоронение, на памятнике которого такие запоминающиеся слова:

    Прохожий! Ты идешь, но ляжешь, так, как я.
    Присядь и отдохни на камне у меня.
    Сорви былиночку и вспомни о судьбе –
    Я дома – ты в гостях – подумай о себе.


    После таких слов, невольно задумаешься о бренности всего земного…

    Тихвинское кладбище, которое находится напротив Лазаревского, и называемое сейчас как «Некрополь мастеров искусств», больше всего посещают туристы. Оно сформировалось в начале XIX века. К этому времени на Лазаревском уже не оставалось мест для захоронения, и в марте 1823 года канцелярия Александро-Невской лавры предложила создать новое, которое поначалу так и называли – Новым Лазаревским. В 1869 г. по проекту архитектора Н.П. Гребёнки и на средства купцов бартьев Полежаевых в северной части кладбища была построена церковь во имя чудотворной иконы Тихвинской Божией Матери, и оно получило имя Тихвинского. В конце 1870-х территорию кладбища обнесли каменной оградой, сохранившейся до настоящего времени. В 1931 году церковь закрыли, здание сначала переделали под почту, а теперь там размещается выставочный зал Музея городской скульптуры.

    С 1934 года хоронить на кладбище перестали. Приближалась 100-летняя годовщина со дня смерти А.С. Пушкина, и в связи с этим, власти решили превратить Тихвинское кладбище в «Некрополь мастеров искусств и современников А.С. Пушкина». Архитектурно-планировочный отдел Ленсовета, под руководством главного архитектора города Л.А. Ильина, разработал проект Некрополя.

    В 1935 году начались работы по реконструкции, которые проводились в спешке, непродуманно. Многие старые памятники сносились без учета их исторической и художественной ценности и были утрачены навсегда. В результате реконструкции Тихвинское кладбище в том виде, каким оно было в начале ХХ века, перестало существовать. В начале XX в. на этом кладбище насчитывалось 1325 надгробий, из которых сохранилось всего около ста. В соответствии с названием некрополя – Мастеров искусств, сюда переместили, перезахоронили с других кладбищ прах выдающихся артистов, художников, скульпторов, композиторов и музыкальных деятелей. Всего сюда было перенесено более 60 памятников.

    Могила Ф.М. Достоевского

    На относительно небольшой территории Некрополя собраны, как сказали бы теперь, «звезды» российского искусства. Сейчас здесь около 200 захоронений. Осмотр некрополя я обычно начинаю с правой стороны, где почти рядом со входом находится могила Ф.М. Достоевского с массивным памятником. Рядом с ним в 1968 г. была перезахоронена его жена, Анна Григорьевна, прах которой перевезли из Ялты, и внук – А.Ф. Достоевский. Вблизи от надгробия Достоевского находятся скромные могилы лицейских друзей Пушкина: барона А.А. Дельвига, К.К. Данзаса – секунданта на последней дуэли, Ф.Ф. Матюшкина – адмирала, совершившего кругосветное плавание.

    Далее, вдоль северной части ограды, на так называемой композиторской дорожке, идут захоронения композиторов М. И. Глинки, П.И. Чайковского, М.А. Балакирева, А.П. Бородина, А.С.Даргомыжского, Ц.А. Кюи, Н.А.Римского-Корсакова. Самый красивый памятник поставлен на могиле П.И. Чайковского. В 1972 году сюда был перенесен из Парижа прах великого русского композитора А.Г. Глазунова.

    Надгробие П.И. Чайковского

    К западу от музыкантов покоятся художники И.И. Шишкин, И.Н.Крамской, А.И.Куинджи, Б.М. Кустодиев. историк Н. М. Карамзин. В центральной части Некрополя находятся могилы выдающихся артистов — В.Н. Асенковой, В.Ф.Комиссаржевской, Н.К. Черкасова, Ю. М. Юрьева, балетмейстера М.И. Петипа и других. Над многими надгробиями поставлены бюсты, другие отличаются простотой, скромными стеллами.

    Здесь покоится Народный артист СССР Н.К. Черкасов

    Очень красивые памятники на могилах Н.К. Черкасова…

    Могила актрисы В.Ф.Комиссаржевской, её имя носит Драматический театр в Санкт-Петербурге

    … и В.Ф. Комисаржевской.

    Почти в самом конце южной дорожки высится монументальный памятник В.В. Стасову, крупному музыкальному и художественному критику.

    Последним в этом Пантеоне русского искусства был похоронен в 1989 году выдающийся театральный режиссёр Г.А. Товстоногов, в течение 33 лет( с 1956г.) возглавлявший БДТ им А.М.Горького в Ленинграде. Над его могилой возвышается крест с распятой фигурой Христа работы скульптора Левона Лазарева.

    Вдоль южной стены, ближе к выходу, находится могила великого баснописца И.А. Крылова, надгробие над которой выполнено по проекту П.К. Клодта, являющегося также и создателем памятника Крылову в Летнем саду. Рядом похоронен еще один современник А.С. Пушкина – Н.И.Гнедич, русский поэт, знаменитый переводчик «Илиады». Наискосок, через дорогу, похоронен знаменитый мореплаватель Ю.Ф.Лисянский, участник первой русской кругосветной экспедиции.

    А перед могилой Крылова посетители надолго останавливаются перед гранитным саркофагом, со всех сторон исписанным эпитафиями в стихах и в прозе. Принадлежит надгробие(хотя на нем нет имени и фамилии погребенного) мало кому известному нынче книгоиздателю и книготорговцу XIX века Лисенкову Ивану Тимофеевичу. Все надписи составляют маленькую, но тщательно подобранную антологию. Это единственный в своем роде литературный памятник. Часть букв читается с трудом, но при желании можно все прочесть. Первая часть открывается четверостишием известного стихотворени я Г. Р. Державина «Река времен».

    Одна сторона саркофага на могиле Лисенкова И.Т.

    Река времен в своем теченьи
    Уносит все дела людей
    И топит в пропасти забвеньи
    Народы, царства и царей.
    Уходит человек из мира,
    Как гость с приятельского пира
    Он утомился кутерьмой
    Бокал свой допил, кончил ужин.
    Устал! Довольно – отдых нужен
    Пора отправиться домой.


    На другой стороне саркофага – три совета, как следует вести себя в жизни: 1.Употреби труд, храни мерность – богат будешь. 2. Вождержно пий, яждь мало – здрав будешь. 3.Делай благо, бегай злаго – спасен будешь.

    Обычно экскурсоводы рассказывают, что этот участок под захоронение на Тихвинском кладбище, был куплен И.Т. Лисенковым для друга, книгоиздателя А.Ф. Смирдина, умершего в 1857 г. Для него же Лисенков на свои средства изготовил саркофаг (судя по одной из надписей, он был вырублен в 1870 г). Однако семья Смирдина похоронила Александра Филипповича на Волковском кладбище. А под этим саркофагом впоследстии похоронили самого Лисенкова И.Т., умершего 15 марта 1881. И еще одна надпись на боковой стороне саркофага, где книгоиздатель прощается с нами:

    «Ты будешь тем, что я теперь.
    Гробницы, гробы здесь на явке
    Стоят, как книги в книжной лавке,
    Число страниц их видно вам,
    Заглавье в каждой книге ясно,
    А содержанье беспристрастно,
    Подробно разберемся там.
    Прохожий, бодрыми шагами
    и я ходил здесь меж гробами,
    читая надписи вокруг,
    как ты мою теперь читаешь.
    Намек ты этот понимаешь?
    Прощай же! До свиданья, друг».



    Дочитали статью до конца? Пожалуйста, примите участие в обсуждении, выскажите свою точку зрения, либо просто проставьте оценку статье.

    Вы также можете:

    • Перейти на главную и ознакомиться с самыми интересными постами дня
    • Добавить статью в заметки на: Добавить эту статью в TwitterДобавить эту статью ВконтактеДобавить эту статью в FacebookПоделиться В Моем Мире

    • 0
    • 10 декабря 2010, 11:22
    • tor

    Комментарии (0)

    RSSсвернуть / развернуть

    Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.

    Специальные предложения


    Резиновая плитка для пола «Модуль»

    Вулканизированная резина для пола в тренажерном зале обладает исключительной прочностью и укладывается как полы для занятий штангой и спортивные мобильные тяжелоатлетические площадки на улице. Покрытие не крошится и не впитывает влагу, это литая вулканизированная резина, не крошка! Покрытие послужит незаменимым полом в ангары для хранения мотоциклов, снегоходов, лодок, гидроциклов, катеров и яхт…

    Резиновое покрытие Трансформер «ЗЕРНО»

    Уникальное напольное покрытие из резины для быстрой и самостоятельной сборки пола в гараже. Полы в личном гараже Вы можете собрать своими руками, без привлечения строителей. Удобный предустановленный замок, позволит произвести монтаж резиновых плит без применения клея. Покрытие устойчиво к шипам, износу и проливу технических масел и бензина…

    Модульная плитка ПВХ для пола

    Модульная плитка ПВХ для пола в гараж, автосервис, цех, торгово-развлекательный центр, офис, фитнес и тренажерный зал, зрительный зал кинотеатра, склад. Модульные плитки ПВХ настолько просты в монтаже, что не требуют специальных навыков для своей установки. Неподготовленный человек может собрать более 100 кв.м. напольного покрытия за один рабочий день. Для сборки не требуется клей, цемент и другие крепежные материалы...


    +7 (495) 969-75-83

    +7 (495) 969-75-83

    +7 (495) 969-75-83

    Смотреть все предложения...

    Новостная сеть блогов MyWebS - это всё самое актуальное: основные мировые новости, лучшие фотографии из последних новостей. А также просто полезная и занимательная информация: о событиях в России, о достижениях в мире технологий, о загадочном и непостижимом, об исторических фактах и просто о знаменательных событиях.

    © Copyright 2010–2021