Ударим киноискусством по китайскому шпионажу
Блог им. nevidimca

    15 декабря 1980 года Секретариат ЦК КПСС принял закрытое постановление «О создании специального телефильма по материалам на разоблаченных агентов китайских спецслужб». Согласившись, как говорилось в документе, с доводами председателя КГБ СССР Юрия Андропова, изложенными в его служебной записке от 12 декабря 1980 года, Секретариат ЦК поручил Госкомитету СССР по телевидению и радиовещанию создать полнометражный документальный телефильм, «разоблачающий деятельность китайских спецслужб против СССР».

    Собственно в той служебной записке за № 2611-А, приложенной к постановлению, сообщалось, что «за последние годы органами государственной безопасности добыто значительное количество материалов об усилении разведывательно-подрывной деятельности спецслужб КНР против Советского Союза и активизации работы по заброске в нашу страну своей агентуры. От некоторых из выявленных китайских агентов получены и задокументированы при помощи киносъемки (видеозаписи) подробные заявления об обстоятельствах привлечения их к сотрудничеству с разведкой КНР и заброске в СССР, данном им задании и рекомендованном способе его выполнения». Сколько именно китайских агентов и за какой период, где и при каких обстоятельствах было выявлено, что конкретно интересовало – таких деталей документ КГБ не содержал. Равно как не содержал и намека на истинную мотивацию вынесения дел столь интимных на широкую публику.

    При этом вовсе не предполагалось, что созданный фильм автоматически и всенепременно будет выпущен на телеэкран. По мнению Андропова, данный фильм «можно было бы продемонстрировать на внутрисоюзном экране и распространить в третьих странах», но – лишь «в политически выгодный момент»! То есть они будут продолжать себе шпионить против нас и забрасывать своих агентов, но об этом мы расскажем своим гражданам (и всему миру) лишь тогда, когда нам это будет «политически выгодно» – то есть не для решения реальных оперативных задач, а голимого политиканства ради? Логика, конечно, интересная, но не слишком постижимая – для тех, кто не был посвящен во всю глубину интриг кремлевского двора. Помнится, в те же самые времена и то же самое «КГБ-ТВ» чуть ли не в прямом эфире и ежедневном ритме вещало о разоблачаемых пачками агентах западных спецслужб, американских – в особенности, а тут вдруг такая удивительная деликатность. Не говоря уже про благоглупости относительно планов на экспортный показ этой поделки: братьям по баракам соцлагеря эти лубянские страшилки про похождения китайских шпионов в Сибири и даром были не нужны, страны же третьего мира предпочитали брать не фильмами, а наличными и оружием – и китайским в том числе.

    Сильнее всего умилил пассаж Андропова, что пресловутый фильм можно было бы при необходимости демонстрировать также «в целях снижения активности разведывательно-подрывной деятельности спецорганов КНР против нашей страны и создания выгодного нам мирового общественного мнения». – Это что же выходит, что иных методов для «снижения» (даже не для пресечения и искоренения!) пресловутой активности, кроме как показа кино, больше уже не осталось? Да и разве активность разведывательной деятельности противника регулируется показом документальных сериалов?

    Отношения между СССР и Китаем были тогда на одной из самых низших точек. Между странами шло практически открытое противостояние в Афганистане: Пекин открыто и в огромном количестве поставлял свое оружие афганским моджахедам, воюющим против советских солдат, а китайские советники учили афганцев премудростям этой войны. То же самое было и в Африке, например в Анголе – китайское оружие и китайские советники у повстанцев, ведущих войну с просоветским режимом. Да еще ужасающая напряженность на советско-китайской границе, где шло балансирование на грани войны. Скажем, в 1978 года чудом не дошло до новых боев. 9 мая того года в Дальнереченском районе Приморского края с поезда, проходившего вдоль границы, спрыгнул человек. Беглец легко преодолел систему заграждений и, переплыв реку Уссури, вышел на китайский берег.

    Обнаружив на берегу еще теплую одежду, советский пограничный наряд поднял тревогу. Когда о ЧП было доложено в штаб пограничного округа, начальнику Дальнереченского погранотряда был отдан приказ: не допустить прорыва нарушителя на ту сторону во что бы то ни стало. Но он же туда уже ушел! Потому начальник погранотряда, выполняя приказ, высаживает на китайский берег с катеров десант – двадцать пограничников. Те, дав для острастки несколько очередей в воздух, бросаются по следам беглеца в погоню вглубь китайской территории.

    Поняв затем, что тот уже упущен, старший лейтенант, командир группы, решил взять «в плен» нескольких китайских крестьян – для последующего обмена их на нарушителей. Поскольку «обменный фонд» идти с советскими пограничниками не пожелал, офицер дал еще одну очередь из автомата, ранив, как утверждали китайские документы, двух человек. К тому времени информация о ЧП дошла до Москвы, тут же отдавшей приказ пограничникам прекратить безобразия и немедленно смываться, что те и сделали. Скандал разгорелся страшный: китайцы заявили советской стороне протест, выступили в Совете Безопасности ООН с заявлением о советской агрессии, продемонстрировав кучи свежеотстрелянных советских гильз.

    Москве пришлось извиняться и уверять, что якобы ловили вооруженного преступника, попросив его выдать. Разумеется, китайцы перебежчика не выдали. Сами они чаще всего выводили свою агентуру в СССР тоже под видом многочисленных беженцев и перебежчиков, главной задачей которых было любым путем осесть в СССР, обрести советское гражданство и ждать часа икс. Так что кое-какой реальный материал для такого фильма, безусловно, имелся, и его сделали. Но как! Помнится, студия «Экран» сваяла тогда о китайских шпионах в СССР на материалах КГБ «Признание Го Сю Шаня» или нечто в этом роде: скучнейшая вещь!

    Причем, как оказалось, даже в создании такого рода фильмов китайцы уже тогда лихо обогнали нас. В то время как Андропов только-только собирался запустить в производство свое псевдодокументальное кино, китайцы уже вовсю запустили целую индустрию выпуска довольно качественных художественных (!) фильмов про происки советских шпионов и борьбу китайской контрразведки с ними. Чего стоит хотя бы такой их боевик – «След медведя», снятый режиссером Чжао Синьшуем в 1977 году.

    Там есть и грандиозная шпионская сеть, руководимая дипломатами советского посольства в Пекине Марченко и Ивановым, и кровавые погони за советскими агентами, которых КГБ пачками перебрасывал через границу под видом демобилизованных солдат китайской армии, и глубоко законспирированный советский резидент Соболь, который держал связь с агентами при помощи тайника в металлической статуэтке «Медведь с колоколом», и героический китайский разведчик Ли Синь, внедренный в советскую шпионскую организацию, и гнусный шантаж советскими агентами ответственных китайских чиновников и, наконец, главный враг-шпион – министр Яо Бинчжан, много лет работающий на КГБ. Но усилиями героических китайских чекистов… пардон, контрразведчиков враг разоблачен при передаче секретных материалов советским дипломатам.

    Шпион взят, дипломаты высланы, но в советском посольстве еще достаточно других агентов, борьба продолжается, и в финале звучит песня «Ах, моя Родина! Я готов охранять тебя вечно…». Наше кино «про Штирлица» просто отдыхает – натурально «ТАСС уполномочен заявить…» с «Дерсу Узала» в одном флаконе! А еще были не меньшей крутизны захватывающие фильмы про выпалывание гнезд советского шпионажа – «Контрразведка в порту Дунган» («Шпион в Восточном порту») 1978 года, «Человек в наручниках» 1980 года, – захватывающие дух сюжеты про советские попытки украсть китайские ракетные секреты, тайники советского посольства – и т. д. и т. п.

    Разумеется, были и фильмы документальные – китайская госбезопасность тоже работала в поте лица своего, ловила и пресекала весьма эффективно, не в последнюю очередь, видимо, еще и потому, что каждая приличная китайская домохозяйка к тому времени прекрасно знала, как должны выглядеть и вести себя настоящие советские шпионы – и как с ними бороться, не отходя от кухни. На этом фоне киноусилия Андропова выглядят весьма блекло, и вовсе не потому, что советские чекисты отставали от китайских товарищей по части режиссуры, актерского, операторского и оперативного мастерства, а потому, что советское руководство не решалось открыть своему народу ужасающую правду о реалиях и масштабности настоящего китайского шпионажа. Потому как настолько боялось своего огромного и «доброго» соседа, что не решалось обострять с ним отношения «по-настоящему» даже на киноэкране.

    Владимир Воронов
    По материалам: sovsekretno.ru



    Дочитали статью до конца? Пожалуйста, примите участие в обсуждении, выскажите свою точку зрения, либо просто проставьте оценку статье.

    Вы также можете:

    • Перейти на главную и ознакомиться с самыми интересными постами дня
    • Добавить статью в заметки на: Добавить эту статью в TwitterДобавить эту статью ВконтактеДобавить эту статью в FacebookПоделиться В Моем Мире


    Комментарии (0)

    RSSсвернуть / развернуть

    оставлять комментарии можно только в полной версии сайта

    Специальные предложения


    Резиновая плитка для пола «Модуль»

    Вулканизированная резина для пола в тренажерном зале обладает исключительной прочностью и укладывается как полы для занятий штангой и спортивные мобильные тяжелоатлетические площадки на улице. Покрытие не крошится и не впитывает влагу, это литая вулканизированная резина, не крошка! Покрытие послужит незаменимым полом в ангары для хранения мотоциклов, снегоходов, лодок, гидроциклов, катеров и яхт…

    Резиновое покрытие Трансформер «ЗЕРНО»

    Уникальное напольное покрытие из резины для быстрой и самостоятельной сборки пола в гараже. Полы в личном гараже Вы можете собрать своими руками, без привлечения строителей. Удобный предустановленный замок, позволит произвести монтаж резиновых плит без применения клея. Покрытие устойчиво к шипам, износу и проливу технических масел и бензина…

    Модульная плитка ПВХ для пола

    Модульная плитка ПВХ для пола в гараж, автосервис, цех, торгово-развлекательный центр, офис, фитнес и тренажерный зал, зрительный зал кинотеатра, склад. Модульные плитки ПВХ настолько просты в монтаже, что не требуют специальных навыков для своей установки. Неподготовленный человек может собрать более 100 кв.м. напольного покрытия за один рабочий день. Для сборки не требуется клей, цемент и другие крепежные материалы...


    +7 (495) 969-75-83

    +7 (495) 969-75-83

    +7 (495) 969-75-83

    Смотреть все предложения...

    Новостная сеть блогов MyWebS - это всё самое актуальное: основные мировые новости, лучшие фотографии из последних новостей. А также просто полезная и занимательная информация: о событиях в России, о достижениях в мире технологий, о загадочном и непостижимом, об исторических фактах и просто о знаменательных событиях.

    © Copyright 2010–2021