«Особисты» Третьего рейха
Блог им. madoks

Как известно, гестапо — это тайная полиция Третьего рейха. Подразделения гестапо действовали и на оккупированных территориях Советского Союза, но только в крупных городах. В сельскую местность, где действовали партизанские отряды, гестаповцы не лезли. Хотя бы по причине отсутствия возможностей. Основную роль играла совсем иная организация — тайная полевая полиция, ГФП (от немецкого Geheime Feldpolizei). Ни отечественные, ни немецкие источники о ней почти не упоминают.
Первоначально немцы подошли к делу охраны тыла весьма легкомысленно. Видимо, повлиял опыт Европы, где никакого реального сопротивления не наблюдалось аж до 1943 года.
Основная роль в этом отводилась охранным дивизиям. Часто в отечественной литературе их называют эсэсовскими. Это не соответствует истине. Охранные дивизии являлись армейскими формированиями и входили в состав групп армий. Всего дивизий было девять. Каждая из них включала 3-4 полицейских батальона, полк ландвера (укомплектованный призванными резервистами старше 35 лет) и ударную группу. Последняя состояла из усиленного пехотного полка, трех «рот оружия» (пулеметной, минометной, орудий поддержки пехоты) и артиллерийского дивизиона. По сравнению с полевой пехотной дивизией в охранной было значительно меньше тяжелого вооружения. Оружие в основном было трофейное — французское и чешское. Плюс к этому группе армий «Север» были приданы отдельный самокатный (велосипедный) полицейский и охранный полки.
Группа армий «Центр» имела не дивизию, а только охранный полк. Группа «Юг» — несколько венгерских и румынских бригад. О боеспособности союзничков немцы в своих воспоминаниях говорят чуть ли не матом.
Прямо скажем, эти формирования были не самыми мощными подразделениями вермахта. Их бойцы были обучены несению охранной службы, а также зачистке населенных пунктов от остатков разбитых частей Красной армии. Исключением тут являлись ударные группы охранных полков. Это были более серьезные части. Их планировали применять в случае возникновения внештатных ситуаций — например народных волнений. Именно они в первые месяцы войны и гонялись за партизанами.
Этого оказалось маловато. Поэтому уже к середине осени немцы стали подбрасывать новые части. 1 октября 1941 года в борьбу с партизанами в тылу ГА «Центр» включились две пехотные дивизии и бригада «ваффен-СС». Но и этого оказалось недостаточно. Тем более что пока речь шла о «кулаках». Но ведь нужен еще и мозг. Им и являлась ГФП.
Сведений о ГФП немного. Дело в том, что ее архивы исчезли. Так что мало известно о ее внутренней структуре. Предположительно, возникла ГФП с началом Второй мировой войны. В отличие от гестапо, тайная полевая полиция не имела никакого отношения ни к СС, ни к Управлению имперской безопасности (РСХА). Это была сугубо армейская структура, подразделение абвера.
Судя по всему, первоначально в цели ГФП входила борьба с «внутренним противником» — отслеживание недовольных «генеральной линией», распространителей пораженческих настроений и всего такого прочего. Но потом пришлось полевой тайной полиции взяться за борьбу с партизанами. Потому что больше было некому.
Эта структура была очень «зашифрованной». Хотя гестапо также называлось «тайной полицией», но и в Третьем рейхе, и на оккупированных территориях все знали, где находятся управления этого учреждения. А у ГФП никаких легальных структур вообще не имелось.
Все сотрудники «работали под прикрытием». Офицеры занимали малозаметные тыловые должности — интендантов, связистов, транспортников и так далее. Солдаты служили охранниками, писарями, водителями и даже поварами.
Все служившие в ГФП проходили тщательную проверку в гестапо относительно военной пригодности, политической благонадежности и отсутствия криминального прошлого. При поступлении на службу в ГФП каждый подписывал обязательство «О строгом соблюдении служебной тайны». Отдельным приказом от 28 ноября 1940 года командование ГФП вермахта выпустило строжайшее указание об обязанности о неразглашении служебной тайны: «Все служащие ГФП должны ежемесячно переаттестовываться на сохранение в строгой тайне всего, что становится предметом их знаний в процессе службы в ГФП». Приказ выполнялся с немецкой дотошностью. Рядовые агенты ГФП, служившие в одном подразделении, часто не знали, что являются коллегами. На местах ГФП руководили засекреченные комиссариаты с приданными им небольшими, но хорошо подготовленными спецотрядами.
* * *
Власть ГФП имела огромную, какая гестапо и не снилась. В случае необходимости она могла получить в свое распоряжение любые формирования — армейские части и даже войска СС.

При осуществлении антипартизанских операций служащие ГФП составляли костяк карательных формирований. Зачастую солдаты и офицеры приданных подразделений понятия не имели, чей приказ они выполняют. На местах ГФП стояла выше всем известных структур. В борьбе с партизанскими отрядами именно люди из ГФП принимали решения. Тайная полевая полиция разрабатывала методы борьбы с партизанами и карательные операции против мирного населения. В том числе — печально знаменитую тактику «выжженной земли».
Вот образец творчества ГФП, созданный в сентябре 1941 года. Памятная записка о том, как проводить допросы. Заметим, что так допрашивали не пленных партизан, а любого, у кого хотели получить информацию. Документ говорит сам за себя:
«Все допрашиваемые должны быть предупреждены самым суровым образом о необходимости говорить правду. Во всяком случае, они знают, что с самого начала допроса их будут избивать.
Кто-либо из допрашиваемых, безусловно, даст показания относительно партизан. Однако, если, как это обычно бывает, допрашиваемый сначала притворяется, что он ничего не знает о партизанах, а позднее сообщает какие-нибудь сведения, его надо подвергнуть более тщательному допросу (около двадцати пяти ударов резиновой дубинкой или плетью). Каждый раз вслед за вопросом необходимо добавлять слово «говори», например: «Где находится командир партизанского отряда? Говори!» «Какие задания вам поручили? Говори!» и т.д. Лицо, допрашиваемое таким образом, будет продолжать говорить, и, когда ему прикажут сообщить все остальное из того, что ему известно, его необходимо подвергнуть еще двадцати пяти ударам…
Лица, которые подверглись такому суровому и тщательному допросу… должны быть ликвидированы…
Казненные должны быть захоронены таким образом, чтобы родственники не могли найти могилы и откопать их трупы».
Другое дело, что всю грязную работу выполняли другие. Более глубокую разработку, которая подразумевала и пытки арестованных, ГФП спихивала на гестапо. Казни мирного населения совершали приданные части. Кстати, далеко не обязательно эсесовские. ГФП же находилась в тени.
Куда эта структура подевалась — тоже неизвестно. В 1944 году, после покушения на Гитлера, военная разведка была подчинена РСХА. И следы ГФП теряются.
Стоит отметить, что после войны тайна, окружавшая ГФП, очень многим оказалась выгодной. Армейские офицеры и генералы стали наперебой кричать: «Мы честно воевали, а зверствовали СС, гестапо и СД (служба безопасности). А мы ни при чем». Как видим, дело обстояло сложнее… Возможно, скудность сведений о ГФП позволила многим нацистским палачам избежать заслуженного наказания.
Алексей Щербаков
Дочитали статью до конца? Пожалуйста, примите участие в обсуждении, выскажите свою точку зрения, либо просто проставьте оценку статье.
Вы также можете:
- Перейти на главную и ознакомиться с самыми интересными постами дня
- Добавить статью в заметки на:
Комментарии (0)
RSSсвернуть / развернутьТолько зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.