Советский «беспилотник» над Европой
Блог им. madoks

    Двадцать пять лет тому назад был совершен этот трагический, но уникальный полет боевого истребителя без пилота на борту. После взлета с аэродрома в Польше 4 июля 1989 года у МиГ-23 ВВС СССР произошел отказ техники, летчик катапультировался. Но никем не управляемая машина пролетела еще 900 километров над территорией Польши, ГДР, ФРГ, Нидерландов.

    Самолет упал только в Бельгии, убив мирного местного жителя в его же доме. Еще чуть-чуть — и наш истребитель упал бы во Франции, еще более «усугубив» свой печальный рекорд…

    Последний министр обороны СССР маршал Евгений Шапошников так комментировал это событие: «Случай в истории боевой авиации уникальный. По крайней мере, я не припомню, чтобы машина, покинутая пилотом, совершила столь далекий неуправляемый полет, мы сами удивлены тем расстоянием, какое он сумел пройти. Дальность оказалась выше, чем предполагали…».

    О той аварии написано было много, самолет что в СССР, что на Западе тут же прозвали «летучим голландцем». Казалось бы, об этой трагедии уже все известно, однако при ближайшем рассмотрении можно обнаружить даже в открытых источниках довольно много нового и ранее не акцентированного. Например, как это не покажется странным, западная пресса не очень «буйствовала» тогда по поводу трагедии. Мол, с кем не бывает. Простим этих непутевых русских, тем более, что они нам теперь как бы друзьями приходятся.

    Скудный поток публикаций на эту тему иссяк на Западе буквально за неделю. А вот в СССР эта тема, как бы сейчас сказали, висела в топах гораздо дольше. «Катастройка» (гибрид катастрофы и перестройки) и гласность тогда достигли апогея. Для эпидемии самобичевания в советской прессе этот трагический случай с советским самолетом стал отличной подкормкой…

    Почему же такая слабая реакция была на Западе, в первую очередь в США, на этот случай? Да простят меня читатели за своеобразную журналистскую наглость, все-таки выдвину свою версию этого явления, основанную на беседах с многочисленными военными экспертами и на изучении тогдашней военной статистики.

    Вот что, в частности, рассказал кандидат военных наук, контр-адмирал Виктор Яковлев, уже не раз комментировавший различные «загадочные» явления: «1989 год был кошмарным для ВВС США. Только за первую половину того года там произошло более 35 серьезных летных происшествий (а всего за год — 55). Американская пресса, как ни скрывали факты аварий в Пентагоне, уже готова была возмутиться. Мне кажется, что если бы в тех же США начали устраивать „пляски“ на той аварии с советским самолетом, то тамошняя пресса тут же схватилась за этот случай и „раскатали“ бы это по полной, и досталось бы тем же лихим пентагоновцам. Поверьте, как бы в советское время мы не закавычивали свободу слова по-американски, она все-таки там была».

    Эту тему могли бы подхватить и европейские СМИ, ведь до 40 процентов авиационных аварий американских ВВС происходили именно в старушке-Европе. Пришлось Пентагону применять какие-то свои рычаги, чтобы не допустить такую ситуацию в прессе, добавил Виктор Яковлев.

    Его слова дополняет открытая статистика ВВС США: в 1989 году они потеряли 49 самолетов различного класса, погибло 76 человек летного состава. По данным американской печати, материальный ущерб от аварий и катастроф с военными самолетами в 1989 году составил около 900 миллионов долларов, что более чем в два раза превышает аналогичный показатель за 1988 год.

    По причине отказов и неисправностей силовой установки летательных аппаратов в ВВС США произошла каждая четвертая предпосылка к летному происшествию, каждое второе происшествие всех категорий и каждая седьмая потеря самолета. Так что уж было Штатам раскручивать тему с советским самолетом, когда у самих-то… Ну что ж, если моя версия ошибочна, история рассудит. Во всяком случае, с этим можно поспорить в разделе «Комментарии» под этой статьей.

    Но вернемся непосредственно к той аварии. Тут уже без версий — все по документальным первоисточникам. 4 июля 1989 года у полковника ВВС СССР Николая Скуридина был первый летный день после отпуска. Скуридин считался опытным пилотом, был летчиком 1-го класса, налетал более 1700 часов, в том числе 527 часов именно на МиГ-23, занимал должность начальника политотдела 239-й истребительной авиационной дивизии в Северной группе войск. В тот день утром он уже совершил контрольный полет для восстановления навыков техники пилотирования на двухместном учебно-боевом самолете, и ему предстояло выполнить второй полет на одноместной боевой машине.

    Он взлетел с аэродрома Колобжег в Польше на МиГ-23М с бортовым номером 29, принадлежавшем 871-му истребительному авиационному Померанскому Краснознаменному полку. На 41-й секунде полета произошло внезапное уменьшение оборотов двигателя, летчик отметил хлопок в левом воздухозаборнике, падение тяги и снижение самолета. Произошедшее самопроизвольное выключение форсажа летчик воспринял как остановку двигателя. Повернув машину к морю, пилот катапультировался.

    Перед приземлением Скуридин успел заметить, как истребитель пересек береговую черту и затерялся на фоне волн, вылетевшие вслед аварийному МиГу истребители его не обнаружили. Было решено, что самолет упал в море. Сообщения западных радиостанций о том, что советский МиГ-23 с бортовым номером 29 упал в окрестностях Брюсселя, стали полной неожиданностью для советского военного руководства. Горбачев, говорят, был вообще вне себя. Только-только, в апреле, затонула атомная подлодка «Комсомолец», а тут еще такое…

    Как показали потом данные «черного ящика», через шесть секунд после катапультирования якобы неисправный двигатель вдруг… начал набирать обороты. Самолет прекратил снижение, сам перешел в горизонтальный полет и пропал из поля зрения советских военных. Полет шел на автопилоте, и после восстановления оборотов двигателя машина была автоматически переведена в набор высоты. Самолет в автоматическом режиме продолжал полет в западном направлении. Система опознавания «свой-чужой» была включена, и самолет беспрепятственно пролетел над территорией Польши и ГДР — все-таки там были свои, советские…

    Но уже над ФРГ, если верить первоисточникам, «беспризорный» МиГ-23М был засечен радарами НАТО. Когда он пересек границу между двумя Германиями, на перехват с авиабазы Сёстерберг (Нидерланды) были подняты два истребителя F-15 «Игл» 32-й тактической истребительной эскадрильи ВВС США, которые перехватили нарушителя — и офонарели! Такого быть просто не могло — визуально было видно, что советский истребитель никем не пилотировался!

    Убедив (причем не с первой попытки) своего диспетчера в том, что они наблюдают советский истребитель без пилота и с сорванным фонарем кабины, летчики получили распоряжение сбивать МиГ только в крайнем случае. Самолет летел над густонаселенными районами, и невозможно было предсказать, куда он может упасть с высоты более семи километров.

    В какой-то момент у МиГа закончилось топливо и он начал плавно терять высоту. Он упал на здание фермы в бельгийской деревне Беллегем (неподалеку от Кортрейка). При падении самолета на здание погиб 19-летний бельгиец Вим Деларе, ждавший возвращения своих родителей, уехавших за покупками.

    Бельгия и Нидерланды направили СССР ноты протеста в связи с полетом. Полковник Скуридин, кстати, лично выразил соболезнования семье погибшего, через наш МИД. А обнищавший в катастройку «Союз нерушимый» по-честному выплатил Бельгии компенсацию за разрушения в размере 685 тысяч долларов.

    Обломки самолета вывезли в Советский Союз, где на их изучение набросилась сразу целая куча экспертов. Но причина произошедшего так и не была установлена, хотя выяснилось, что двигатель этого разбившегося МиГа за последний год аж пять раз был в ремонте…

    Ну и напоследок напомним, что МиГ-23 и его модификации был представителем первого поколения самолетов с изменяемой стреловидностью крыла. Показанный широкой публике впервые в 1967 году, он эксплуатировался до середины 1990-х.

    Источник: pravda.ru



    Дочитали статью до конца? Пожалуйста, примите участие в обсуждении, выскажите свою точку зрения, либо просто проставьте оценку статье.

    Вы также можете:

    • Перейти на главную и ознакомиться с самыми интересными постами дня
    • Добавить статью в заметки на: Добавить эту статью в TwitterДобавить эту статью ВконтактеДобавить эту статью в FacebookПоделиться В Моем Мире
    • Добавить на Яндекс

    • 0
    • 07 июля 2014, 09:22
    • madoks

    Специальные предложения


    Резиновая плитка для пола «Модуль»

    Вулканизированная резина для пола в тренажерном зале обладает исключительной прочностью и укладывается как полы для занятий штангой и спортивные мобильные тяжелоатлетические площадки на улице. Покрытие не крошится и не впитывает влагу, это литая вулканизированная резина, не крошка! Покрытие послужит незаменимым полом в ангары для хранения мотоциклов, снегоходов, лодок, гидроциклов, катеров и яхт…

    Резиновое покрытие Трансформер «ЗЕРНО»

    Уникальное напольное покрытие из резины для быстрой и самостоятельной сборки пола в гараже. Полы в личном гараже Вы можете собрать своими руками, без привлечения строителей. Удобный предустановленный замок, позволит произвести монтаж резиновых плит без применения клея. Покрытие устойчиво к шипам, износу и проливу технических масел и бензина…

    Модульная плитка ПВХ для пола

    Модульная плитка ПВХ для пола в гараж, автосервис, цех, торгово-развлекательный центр, офис, фитнес и тренажерный зал, зрительный зал кинотеатра, склад. Модульные плитки ПВХ настолько просты в монтаже, что не требуют специальных навыков для своей установки. Неподготовленный человек может собрать более 100 кв.м. напольного покрытия за один рабочий день. Для сборки не требуется клей, цемент и другие крепежные материалы...


    +7 (495) 969-75-83

    +7 (495) 969-75-83

    +7 (495) 969-75-83

    Смотреть все предложения...

    Новостная сеть блогов MyWebS - это всё самое актуальное: основные мировые новости, лучшие фотографии из последних новостей. А также просто полезная и занимательная информация: о событиях в России, о достижениях в мире технологий, о загадочном и непостижимом, об исторических фактах и просто о знаменательных событиях.

    © Copyright 2010–2018