История появления авторского права
Блог им. nevidimca

    304 года назад, 10 апреля 1710 года в Англии был принят закон, который впервые в истории вводил понятие авторского права. Закон этот, известный как «Статут королевы Анны», обеспечивал сохранение за авторами книг, чертежей и географических карт прав на свои произведения в течение 14 лет. Завершилась эпоха бесправия авторов, у которых до принятия этого закона была лишь одна возможность распорядиться своим произведением – возможность один раз продать его издателю, который после этого владел им бессрочно.

    В 1774 году британский парламент нанёс следующий удар по монополии издателей. В ходе голосования в Палате лордов был отменён принцип бессрочного владения правами на, как сейчас принято говорить, интеллектуальный продукт. Отныне издатели владеют копирайтом в течение определённого срока, после чего произведение переходит в статус общественного достояния. Одним из мотивов парламентариев была забота о том, чтобы монопольное владение произведениями науки и техники не тормозило развитие страны.

    Кстати говоря, в Германии ни в то время, ни много позднее, вообще не существовало какого бы то ни было института частного владения правами на интеллектуальную собственность. Результат налицо: максимально свободный обмен информацией являлся одной из причин того, что Германия очень быстро стала мировым лидером в науке и промышленности.

    Через девять лет, в 1783-м, закон об авторском праве впервые принимается в США, сначала в одном штате – в Коннектикуте. Примечательно название этого нормативного акта: «Закон о поощрении литературы и таланта». Проходит ещё семь лет, и конгресс США принимает федеральный закон о предоставлении авторских прав, которые постепенно распространяются на нотные записи, драматические произведения, фотографии… А в 1841 году происходит первый в истории судебный процесс о нарушении авторского права: некий издатель опубликовал в своём журнале письма первого президента США Джорджа Вашингтона, не спрося разрешения у наследников-правообладателей. Суд признал издателя виновным.

    Собственно говоря, с этого момента и начинается история непрерывного противостояния «честных правообладателей» и «пиратов», которое сегодня мы наблюдаем во всех без исключения сферах бизнеса, где продаются и покупаются продукты творческого гения человека. Эта история обильно задокументирована и доступна для изучения всем, кто ею интересуется. Мне же сегодня хотелось бы «отмотать» нить времени назад и побеседовать о тех событиях, которые предшествовали «Статуту королевы Анны». О том, как вообще появилось то, что называется «копирайт».

    * * *


    Борьба за монопольное право производить книжную продукцию началась ещё в те времена, когда функции «издательств» взяли на себя многочисленные католические монастыри, рассеянные по всей территории средневековой Европы. Книги там переписывались вручную. Дело это было долгое, трудное, но невероятно выгодное. Поэтому, когда в 1451 году Иоганн Гутенберг придумал свой печатный станок, а на смену пергаменту пришла бумага, разразился невероятный скандал. Ещё бы! Ватикан оказался перед реальной угрозой потери значительных доходов. Защищать свои экономические интересы (официально, впрочем, звучали призывы помочь страдающим братьям-монахам, оставшимся без средств добывать пропитание) церковь решила самым эффективным оружием, находящимся в её распоряжении – духовной цензурой.

    В короткие сроки папской агентуре удалось организовать лобби при дворах европейских монархов с целью скорейшего внедрения при типографиях цензуры светсткой (ясное дело, для ликвидации антиправительственной агитации), а лучше – полного запрещения книгопечатания. Полного успеха церковникам удалось добиться лишь во Франции. 13 января 1535 года здесь был принят закон, запрещающий механическое печатание книг и владение печатным оборудованием. Нарушителей ждала виселица. И что же? Первая в истории издательская монополия не устояла перед «пиратами», вывезшими свои печатные прессы за границы Франции и оттуда контрабандой поставлявшие на книжный рынок страны большой ассортимент как религиозной, так и светской литературы.

    В 1553 году на английский престол взошла королева Мария I (известная в истории под прозвищем Кровавая Мэри). Возвращая протестантскую Англию в лоно католической церкви, она отправила на плаху несколько сотен человек, а в дальнейшем чутко прислушивалась ко всем рекомендациям Ватикана. Рекомендации касались, в том числе, и книгопечатания: нельзя допускать бесконтрольного издания протестантской литературы.

    Королева Мария придумала свой вариант борьбы с инакомыслием в печати. Она наделила Лондонскую гильдию печатников монопольным правом на выпуск книг в обмен на обязанность согласовывать с уполномоченными представителями двора и церкви все тексты, предполагаемые к печати. Отныне никто в Англии не мог напечатать ни строчки в обход цензуры. 4 мая 1557 года соответствующее монаршее повеление легло на бумагу, а новая издательская монополия получила название «копирайт».

    * * *


    Период монополии Лондонской гильдии печатников продлился целых 138 лет и ознаменовался чередой чудовищных погромов в типографиях конкурентов гильдии. Полыхали костры, на которых сжигали запрещённые книги. «Адепты копирайта» не гнушались даже убийствами издателей-«пиратов». Купцы, завозившие в страну книги, зачастую объявлялись контрабандистами и мгновенно оказывались за решёткой (ясное дело, «с конфискацией…») Те ещё времена были…

    В 1558 году Кровавая Мэри умерла, на престол взошла её преемница Елизавета I. Забавно: новая королева оказалась… протестанткой. Гильдия печатников и её «копирайт», впрочем, от этого совсем не пострадали. Только теперь монополия поддерживалась обязательством печатать исключительно протестантские книги, а в костёр полетела литература католическая.

    В 1643 году правила копирайта сделались ещё строже. Теперь он стал принадлежать Лондонской книготорговой компании, которая ввела лицензирование всех типографских услуг, требовала предварительной (до начала печатания) регистрации авторов, типографий и издателя в своём реестре. Уполномоченным представителям Книготорговой компании давалось право конфисковывать и сжигать контрафактную литературу, уничтожать «пиратское» типографское оборудование, арестовывать и препровождать в суд нарушителей копирайта.

    * * *


    Так случилось, что знаменитая английская Славная революция 1688 года привела в парламент очень многих натерпевшихся от «копирайта». Началась череда слушаний и дебатов, в результате которых в 1695 году было решено ликвидировать издательскую монополию. Копирайт пал. А книготорговцы инициировали, организовали и оплатили серию шумных митингов протеста у стен парламента. Не желая реставрировать прежнюю монополию Книготорговой компании и, в то же время, будучи заинтересованы в скорейшем восстановлении издательского дела в стране, парламентарии дали понять протестующим, что готовы рассмотреть какой-нибудь компромисный вариант копирайта. И те его с готовностью предложили.

    В 1709 году был принят, а 10 апреля 1710 года вступил в силу закон, предусматривающий наличие у автора прав на своё произведение, а за издателями сохраняющий монополию на выпуск и продажу книг. Именно эта вторая «инкарнация» копирайта породит непрекращающееся до наших дней противостояние сторонников «свободного контента», распространяющегося «в обход» монополии издателей и, собственно, их самих. Примечательно, что идейную основу движения противников копирайта заложил еще… Томас Джефферсон, третий президент США и один из авторов Декларации независимости. Вот его слова: «Если природа создала что-то менее пригодное для частной собственности, чем все остальное, так это акт мыслительной силы, под названием идея, которой человек может обладать исключительно лишь до тех пор, пока он приберегает ее для себя; но в тот самый момент, когда она оглашена, она вторгается в обладание каждого, и получивший ее не может отказаться от обладания ею.

    Другая характерная ее черта — что никто не обделен из-за того, что любой другой обладает ею целиком. Тот, кто воспринимает от меня идею, получает знание сам, не умаляя моего; как тот, кто возжигает свою свечу от моей, обретает свет, не оставляя меня во мраке. То, что идеи должны свободно распространяться от одного к другому по всему миру во имя морального и взаимного наставления человека и улучшения его благосостояния, кажется, было намеренно и великодушно предусмотрено природой, когда она придала им способность распространяться подобно огню в пространстве, так что ни в одной точке плотность их не уменьшается, а также сделала их подобными воздуху, в котором мы дышим, движемся и физически существуем, ибо невозможно заточить их в узилище или приобрести в исключительную собственность».
    Источник: computerra.ru



    Дочитали статью до конца? Пожалуйста, примите участие в обсуждении, выскажите свою точку зрения, либо просто проставьте оценку статье.

    Вы также можете:

    • Перейти на главную и ознакомиться с самыми интересными постами дня
    • Добавить статью в заметки на: Добавить эту статью в TwitterДобавить эту статью ВконтактеДобавить эту статью в FacebookПоделиться В Моем Мире
    • Добавить на Яндекс


    Специальные предложения


    Резиновая плитка для пола «Модуль»

    Вулканизированная резина для пола в тренажерном зале обладает исключительной прочностью и укладывается как полы для занятий штангой и спортивные мобильные тяжелоатлетические площадки на улице. Покрытие не крошится и не впитывает влагу, это литая вулканизированная резина, не крошка! Покрытие послужит незаменимым полом в ангары для хранения мотоциклов, снегоходов, лодок, гидроциклов, катеров и яхт…

    Резиновое покрытие Трансформер «ЗЕРНО»

    Уникальное напольное покрытие из резины для быстрой и самостоятельной сборки пола в гараже. Полы в личном гараже Вы можете собрать своими руками, без привлечения строителей. Удобный предустановленный замок, позволит произвести монтаж резиновых плит без применения клея. Покрытие устойчиво к шипам, износу и проливу технических масел и бензина…

    Модульная плитка ПВХ для пола

    Модульная плитка ПВХ для пола в гараж, автосервис, цех, торгово-развлекательный центр, офис, фитнес и тренажерный зал, зрительный зал кинотеатра, склад. Модульные плитки ПВХ настолько просты в монтаже, что не требуют специальных навыков для своей установки. Неподготовленный человек может собрать более 100 кв.м. напольного покрытия за один рабочий день. Для сборки не требуется клей, цемент и другие крепежные материалы...


    +7 (495) 969-75-83

    +7 (495) 969-75-83

    +7 (495) 969-75-83

    Смотреть все предложения...

    Новостная сеть блогов MyWebS - это всё самое актуальное: основные мировые новости, лучшие фотографии из последних новостей. А также просто полезная и занимательная информация: о событиях в России, о достижениях в мире технологий, о загадочном и непостижимом, об исторических фактах и просто о знаменательных событиях.

    © Copyright 2010–2018