Случай из далекого 1904 года
Блог им. corvet

    В одном из недавних выпусков теленовостей вышел репортаж о славянах-неофитах, принявших мусульманство. Отринув Православие, эти “знатоки” ислама с чванливым видом выдают себя за религиозных экспертов и поучают других, что такое Бог, и что такое вера.

    Их души оказались слабы. Не сумев постичь глубины Православной веры, они предпочли пойти более простым путем – взять в руки оружие и сбежать на Кавказ, чтобы там стрелять в своих бывших и теперешних единоверцев, убивая и христиан, и мусульман.

    Ниже языком архивных документов описывается (в сокращении) случай небывалой духовной стойкости маленького православного русина, отказавшегося предать веру предков и пойти на поклон в костел.

    Случай произошел в 1904 году, когда Карпатская Русь находилась под ярмом сразу нескольких захватчиков – австрийцев, венгров, поляков. Он был описан в эмигрантском карпато-русском журнале “Свободное слово Карпатской Руси” (Free Word Carpatho-Russian Monthly) в №3-4 за 1975 год.

    Сама по себе эта архивная публикация – уже редкость, а описанные в ней события делают ее еще большей ценностью. Прочтите внимательно, вдохните пыль веков и постарайтесь понять, прочувствовать то, что чувствовал и понимал наш маленький герой. Поступок этого хрупкого мальчугана не под силу 20-летним славянским мужикам, отрекшимся от веры Христовой во имя сомнительного «джихада» и торжества извращенной версии ислама.

    В публикации вы увидите параллели тех событий с событиями сегодняшним. И пусть эти параллели не совпадают на 100%, но, как учил Овидий, “все изменяется, ничего не исчезает“. Нет Австро-Венгерской монархии, но есть и остаются попытки навязать русскому народу чуждые ему ценности. Все чаще место назойливых католико-протестантских проповедников занимают проповедники ваххабизма, в чьи сети попадают и русские ребята.

    Родители таких ребят поначалу не бьют тревогу. Сын не курит, не пьет, читает духовную литературу, пусть хоть и мусульманскую. Чего еще желать! Понимание приходит потом, когда тело сына находят где-нибудь в дагестанских горах при осмотре места проведения КТО.

    В архивной заметке есть абзац и о родителях православных русинов, которые точно так же вяло и равнодушно относились к тому, что их детей сманивали в католический костел. Сегодня некоторые родители вяло и равнодушно смотрят на походы своих русских детей в мечеть. Вот уж, воистину, все изменяется, ничего не исчезает.
    Случай, о котором рассказывается ниже, произошел в нашей сельской начальной школе весной 1904 года.

    Ежегодно в мае месяце совершались в костеле ежедневные краткие богослужения, так называемые «маиове набоженьства». На эти-то богослужения водили учеников нашей школы. Освобождались от этого только ученики-евреи. Русины же, униаты, по распоряжению директора, обязаны были ходить в костел вместе с римокатоликами. Это распоряжение, естественно возмущало учеников-русинов. «Чому, говорили они между собой, нас водят до костела, а не до церкви?» Но, боясь наказания, не рисковали выразить свой протест громко или просто не подчиниться этому дикому распоряжению.

    Храбрец все же нашелся. Им оказался ученик нашего первого класса, маленький, худенький мальчик. Несколько раз он вместе со всеми тоже ходил на эти «набоженьства», но, в «один прекрасный день», когда все ушли в костел, он остался в школе.

    Погода в этот день стояла чудесная. Солнышко шедро изливало свои жизнетворные лучи, лаская ими буйную зелень садов и огородов. Ветер или устал и отдыхал, или устремился безобразничать в другие края. В синтезе кристально-прозрачных небесных просторов, неумолчно перекликаясь своим щебетаньем, торопливо проносились птицы. Ближе к земле с жужжаньем сновали неустанные труженицы-пчелки, собирая нектар из открывшихся, будто специально для них, цветов. Навстречу этому щебетанью и жужжанью с земли поднимался ввысь смешанный гул звуков всего живущего на ней. И все это сливалось в торжественный гимн жизни, полный благодарности ее Творцу.

    А в школе сидел маленький мальчик, погруженный не по-детски в тяжелую думу, не замечая окружающей его красоты мира. Детски чистой душой он чувствовал правоту своего поступка, и никак не мог понять, как это директор школы, тоже русин, решился заставить русских учеников ходить в костел. Посматривая на ладони своих маленьких рук, он с грустью думал о неизбежности жестокой экзекуции. Он не столько переживал страх перед этим наказанием, сколько был подавлен морально самим фактом возможности физического насилия над ним. В его семье родители никогда не прибегали к телесным наказаниям детей. Они ограничивались объяснением неблаговидности тех или других детских поступков и добивались обещаний не повторять такого рода поступков в будущем. Одно наказание в этой семье все же было. Оно заключалось в том, что отец два-три дня, бывало и дольше, как бы не замечал присутствия провинившегося. Он переставал с ним разговаривать и не отвечал на его вопросы. Для детей это наказание было пуще любого телесного. Но оно, в противовес телесному, не вызывало в них чувства унижения, а заставляло призадумываться над своим поведением.

    Прошел примерно час со времени ухода детей в костел, когда стал слышен отдаленный гул голосов возвращавшихся в школу. Постепенно гул нарастал. Наконец, распахнулись двери и ватага малышей с криком и смехом ворвалась в класс. Большинство из них (униаты-русины и несколько католиков-поляков), окружили нашего мальчика-героя и, молча, с сочуствием поглядывали на него. Присмирели и остальные, занявшие свои места за партами. Услышав шаги директора, разбежались по местам и сочувствующие.

    Директор, войдя в класс, бросил беглый взгляд на «преступника» и направился к столику, в ящике которого обычно находилась трость.

    «Ты чому не пишов до костела?», спросил он голосом, не предвещавшим ничего хорошего.

    «Я русин и ходити до костела не буду», твердым голосом ответил мальчик.

    «Що?» — взревел директор и открыл яшик стола.

    На этот раз трости там не сказалось. Иногда директор клал ее на шкаф. Воспользовавшийся тем, что директор, повернувшись спиной к классу, направился к шкафу, наш мальчик вскочил на свою парту, побежал по партам к открытому окну и выскочил наружу в школьный огород, по соседству с которым находился довольно большой сад, отделенный от школьного огорода невысоким плетнем. Перемахнув через плетень и очутившись среди деревьев сада, он оглянулся, чтобы проверить, нет ли погони. Погони не было. Спрятавшись в кустах, стал думать, как быть дальше. И надумал. По главной (верхней) дороге, между школой и его домом, строилась читальня им. Качковского. Уже был готов каркас здания, подвал которого мог послужить вполне надежным укрытием.

    Перебравшись туда, он решил дождаться окончаний занятий в школе и узнать у возвращавшихся домой детей, что было после его бегства. Здесь он слышал звонки, извещавшие о начале и окончании каждого урока, и с нетерпением ждал последнего звонка. Время тянулось очень медленно. Поневоле мальчик задумывался над своей судьбой. Самое простое было, казалось бы, пойти сразу домой. Но он почему-то рещил по-другому, хотя был почти уверен, что отец одобрит его поведение в данном случае, т. е., его нежелание ходить в костел и даже бегство от экзекуции, а также сумеет защитить его от трости директора. Полностью план действий у него еще не созрел. Пока он решил ждать окончания занятий в школе и поговорить с идущими домой мальчишками из его класса.

    Наконец прозвенел последний звонок для учеников первого класса и улица огласилась звонкими голосами малышей. Наш герой вышел из своего укрытия на дорогу. Как только его заметили, все — не только русины, но и римокатолики и даже евреи — наперегонки бросились к нему и наперебой стали рассказывать, как директор, возмущенный его отказом идти в костел и его бегством, угрожал жесточайшей расправой, когда виновник явится в школу. Вместе с ними наш мальчик пошел тоже домой.

    Дома ни матери, ни сестрам ничего не сказал о своем геройстве. Ничего не сказал об этом и отцу, когда тот пришел домой с работы.

    В этот день мать встретила его «после уроков» ласково, как всегда. Пришел отец и сел обедать. После обеда мать, моя посуду, повернулась к отцу и сказала: «Сегодня письмоносец принес очень интересную открытку. Я положила ее на стол под газету». (В Австро-Венгрии уже в то время было всеобщее обязательное начальное обучение. Если ученик не приходил в школу по неизвестным причинам директор вызывал открыткой родителей для объснения).

    Отец поднялся, подошел к столу, взял открытку и, не садясь, стал читать. Потом сел, подумал немного, подозвал к себе мальчика и, сурово глядя на него, уронил только одно слово: «рассказывай». Прерывающимся от волнения голосом мальчик рассказал все, ничего не утаивая. Он сказал о том, почему он решил не ходить в костел, затем о трости, о бегстве из класса, и о том, как он прятался все эти дни, как узнавал у соучеников какие были заданы уроки… Отец терпеливо слушал, лицо его все больше светлело и, когда мальчик кончил свою «исповедь», спросил: «Почему же ты сразу мне об этом не сказал, а прятался столько дней? Побоялся, что ли?»

    «Нет», прошептал мальчик.

    На следующий день отец, как обещал накануне, отправился, ведя сыночка за руку, в школу. Войдя в школьную ограду, он пошел не в то здание, где помещалась школа, а в другое, где была квартира и канцелярия директора. Дверь в канцелярию была открыта и директор, увидев посетителей, сразу начал возбуждённо рассказывать отцу о преступлениях его сына. В пылу возмущения, он позволил себе даже подчеркнуть, что поведение мальчика есть, видимо, результат соответствующего воспитания его дома.

    Отец спокойно слушал истерические излияния директора и, когда тот кончил, спросил: «Так, значит, мой сын виноват в том, что он русин, в том, что как русин не хотел идти в костёл и в том, наконец, что он убежал от незаслуженного, привычного для вас, наказания?»

    Позеленев от злости, директор закричал: «Так вы ещё его оправдываете? Хороше же. Раз так, то я сам расправлюсь с ним по своему. Да и на вас найду управу».

    «Попробуйте хоть пальцем его тронуть», — подчёркнуто твёрдым голосом ответил отец. — «Ваша угроза найти на меня управу просто смешна, а вот по вас-то управа действительно давно уже плачет». Обратившись же к сыну, отец сказал: «Ты правильно поступил, сыночку. Никогда и впредь не забывай, что ты русин и всегда защищай своё русское имя, свой русский народ и его веру. А теперь, марш в класс».

    На этом закончилась аудиенция у директора. Отец отправился к месту своей работы, а сын — в класс.

    Прозвенел звонок и ученики выбежали во двор, построились парами и пошли в костёл. Но не все. В школе остался не только наш мальчик, но и некоторое число русинов со всех классов. А на следующий день уже ни один русин не пошел в костёл. Через несколько дней было объявлено, что от посещения костёла освобождаются не только евреи, но и русины.

    Итак, родители учеников-русинов знали о том, что их детей в мае ежедневно водят в костёл. Все знали, но никто не протестовал. У них рассказы детей, надо полагать, не вызывали даже мысли о том, что действия директора школы направлены на путь окатоличивания их детей. Только после описанного случая с мальчиком, подорвавшим у детей страх перед самодурством директора, село зашумело. Директор школы, испугавшись возможных последствий, стал заискивать не только перед родителями учеников, но и перед малышами. Наш народ, как известно, добрый, миролюбивый. Пошумел, пошумел и… директор остался на своём посту.
    Источник: segodnia.ru



    Дочитали статью до конца? Пожалуйста, примите участие в обсуждении, выскажите свою точку зрения, либо просто проставьте оценку статье.

    Вы также можете:

    • Перейти на главную и ознакомиться с самыми интересными постами дня
    • Добавить статью в заметки на: Добавить эту статью в TwitterДобавить эту статью ВконтактеДобавить эту статью в FacebookПоделиться В Моем Мире
    • Добавить на Яндекс

    • 0
    • 31 октября 2013, 09:03
    • corvet

    Специальные предложения


    Резиновая плитка для пола «Модуль»

    Вулканизированная резина для пола в тренажерном зале обладает исключительной прочностью и укладывается как полы для занятий штангой и спортивные мобильные тяжелоатлетические площадки на улице. Покрытие не крошится и не впитывает влагу, это литая вулканизированная резина, не крошка! Покрытие послужит незаменимым полом в ангары для хранения мотоциклов, снегоходов, лодок, гидроциклов, катеров и яхт…

    Резиновое покрытие Трансформер «ЗЕРНО»

    Уникальное напольное покрытие из резины для быстрой и самостоятельной сборки пола в гараже. Полы в личном гараже Вы можете собрать своими руками, без привлечения строителей. Удобный предустановленный замок, позволит произвести монтаж резиновых плит без применения клея. Покрытие устойчиво к шипам, износу и проливу технических масел и бензина…

    Модульная плитка ПВХ для пола

    Модульная плитка ПВХ для пола в гараж, автосервис, цех, торгово-развлекательный центр, офис, фитнес и тренажерный зал, зрительный зал кинотеатра, склад. Модульные плитки ПВХ настолько просты в монтаже, что не требуют специальных навыков для своей установки. Неподготовленный человек может собрать более 100 кв.м. напольного покрытия за один рабочий день. Для сборки не требуется клей, цемент и другие крепежные материалы...


    +7 (495) 969-75-83

    +7 (495) 969-75-83

    +7 (495) 969-75-83

    Смотреть все предложения...

    Новостная сеть блогов MyWebS - это всё самое актуальное: основные мировые новости, лучшие фотографии из последних новостей. А также просто полезная и занимательная информация: о событиях в России, о достижениях в мире технологий, о загадочном и непостижимом, об исторических фактах и просто о знаменательных событиях.

    © Copyright 2010–2018