В чем причина последних ЧП в столичной подземке?
Блог им. mukasei

    Целая серия ЧП обрушилась на столичную подземку в последние недели: пожары, задымления, поломка вагонов. Так в чем же заключаются возможные причины аварий и является ли цепочка происшествий случайностью или результатом системных ошибок в работе метрополитена?

    Износ оборудования. На красной ветке метро между станциями «Охотный Ряд» и «Библиотека имени Ленина» 5 июня силовой кабель загорался два раза кряду. Полдня линия не работала, более четырех тысяч человек были эвакуированы, как минимум одиннадцати потребовалась медицинская помощь. Первое предположение: кабель изношен. В блогосфере даже появились версии, что кабели, равно как и другое оборудование, на самых старых переездах не меняли чуть ли не с 1935 года.

    — Судя по той информации, которой мы располагаем, загоревшийся кабель должны были заменить еще десять лет назад, — подтверждает эту гипотезу первый заместитель генерального директора ВНИИ кабельной промышленности Григорий Свалов.

    Если это справедливо для одного кабеля, то с достаточной долей вероятности справедливо и для других. В то же время руководитель транспортного департамента столицы Максим Ликсутов в эфире «Эха Москвы» убеждал москвичей, что причина аварии вовсе не в изношенности, а в том, что злополучный кабель был просто «плохо закреплен».

    Тем не менее на условиях анонимности сотрудники эксплуатационных служб метрополитена признаются, что проблемы носят системный характер, и не исключают новых аварий на самых старых участках метро: Сокольнической, Замоскворецкой и Кольцевой линиях.

    Поезда и вагоны. Светлана Разина, лидер независимого профсоюза работников Московского метрополитена: «Многие составы ходят со значительным перепробегом, а если он равен хотя бы километру, это уже серьезная опасность. Нет деталей на замену, и старые составы на ремонт зачастую попросту не отправляют.

    Аварии, случившиеся 11 и 19 июня, были связаны с эксплуатаций вагонов не старого, а нового типа «Ока», которые, кстати, многим метрополитеновцам сразу не приглянулись. Старые вагоны делались по образцу немецких послевоенных, а новые — по французской лицензии и, по некоторым данным, с использованием китайских комплектующих. Так что в целом к надежности «Оки» с самого начала возникло много вопросов.

    Сегодня московский транспортный департамент угрожает заводу — производителю «Оки» штрафом в шесть миллионов и планирует увеличить обкатку вагонов до их введения в строй со 100 до 300 километров».

    Человеческий фактор. Между тем нагрузка машинистов постоянно увеличивается: недавно у них ликвидировали перерывы, а смены увеличили с 6 до 8,5 часа. Из-за этого они не всегда успевают толком разобраться с новой техникой, что потенциально способно привести к авариям, вызванным уже пресловутым человеческим фактором.

    — Ни машинисты, ни ремонтники не успевают познакомиться с оборудованием, — говорит Светлана Разина. — На новых составах, где много компьютеров, машинисты ездят практически без подготовки. Их обучение ограничивается полуторачасовой лекцией. Ремонтники, в свою очередь, только осматривают поезда и, найдя неполадку, не чинят ее, а звонят на завод за консультацией. Неудивительно, что многие неполадки так и остаются неустраненными.

    Перегруженность. По данным Института экономики транспорта и транспортной политики ВШЭ, перегруженность метро составляет 30–40%. Само по себе, если верить техническим регламентам, аварий это вызывать не должно: рельсы от этого не лопаются, двигатели не взрываются, проводка не горит.

    Но есть тонкий момент. Из-за повышенной интенсивности так называемое ночное технологическое окно сокращено всего до пары-тройки часов, а ведь это время необходимо для проведения профилактических работ, разнообразных проверок. И времени на полноценную профилактику хватает далеко не всегда. Может, кстати, именно поэтому не был надежно прикреплен к сети кабель на «Охотном Ряду», о чем говорят в руководстве столичного департамента транспорта.

    Неэффективное управление. Порой нарекания вызывают как компетенция руководства метрополитена, так и действующие схемы управления. Например, нынешний начальник московского метро Иван Беседин до своего назначении в 2011 году работал в РЖД, а это несколько иное направление деятельности. В том же 2011 году был значительно сокращен штат «низовых сотрудников», а число бюрократических должностей не только не уменьшилось, но даже выросло.

    В итоге сегодня в управленческом смысле метро представляет своего рода перевернутую пирамиду. Такая система неповоротлива, а значит, и безопасность на должном уровне ей поддержать сложнее.

    Сложность заключается и в архаичных бюрократических процедурах. Конкретный пример: во время аварий последнего времени машинисты были вынуждены в одиночку выводить людей из тоннелей. Разрешение на вход туда других сотрудников должен был дать диспетчер, а он далеко не всегда делает это достаточно оперативно.

    Андрей Веселов
    Источник: expert.ru



    Дочитали статью до конца? Пожалуйста, примите участие в обсуждении, выскажите свою точку зрения, либо просто проставьте оценку статье.

    Вы также можете:

    • Перейти на главную и ознакомиться с самыми интересными постами дня
    • Добавить статью в заметки на: Добавить эту статью в TwitterДобавить эту статью ВконтактеДобавить эту статью в FacebookПоделиться В Моем Мире
    • Добавить на Яндекс


    Специальные предложения


    Резиновая плитка для пола «Модуль»

    Вулканизированная резина для пола в тренажерном зале обладает исключительной прочностью и укладывается как полы для занятий штангой и спортивные мобильные тяжелоатлетические площадки на улице. Покрытие не крошится и не впитывает влагу, это литая вулканизированная резина, не крошка! Покрытие послужит незаменимым полом в ангары для хранения мотоциклов, снегоходов, лодок, гидроциклов, катеров и яхт…

    Резиновое покрытие Трансформер «ЗЕРНО»

    Уникальное напольное покрытие из резины для быстрой и самостоятельной сборки пола в гараже. Полы в личном гараже Вы можете собрать своими руками, без привлечения строителей. Удобный предустановленный замок, позволит произвести монтаж резиновых плит без применения клея. Покрытие устойчиво к шипам, износу и проливу технических масел и бензина…

    Модульная плитка ПВХ для пола

    Модульная плитка ПВХ для пола в гараж, автосервис, цех, торгово-развлекательный центр, офис, фитнес и тренажерный зал, зрительный зал кинотеатра, склад. Модульные плитки ПВХ настолько просты в монтаже, что не требуют специальных навыков для своей установки. Неподготовленный человек может собрать более 100 кв.м. напольного покрытия за один рабочий день. Для сборки не требуется клей, цемент и другие крепежные материалы...


    +7 (495) 969-75-83

    +7 (495) 969-75-83

    +7 (495) 969-75-83

    Смотреть все предложения...

    Новостная сеть блогов MyWebS - это всё самое актуальное: основные мировые новости, лучшие фотографии из последних новостей. А также просто полезная и занимательная информация: о событиях в России, о достижениях в мире технологий, о загадочном и непостижимом, об исторических фактах и просто о знаменательных событиях.

    © Copyright 2010–2017