Выговор за крушение царского поезда
Блог им. corvet

    17 октября 1888 года Россию облетела внезапная весть: «Царский поезд, в котором вся семья Александра III возвращалась из Ливадии в Санкт-Петербург, потерпел крушение недалеко от небольшой станции Борки под Харьковом». Семья монарха по счастливой случайности осталась жива. Из царского сопровождения на месте катастрофы погибло 19 человек, 14 человек были тяжело ранены.

    От неминуемой гибели царскую семью спасло невероятное: амортизационные тележки, на которых крепилась коробка вагона, от удара, громоздясь одна на другую, составили пирамиду. Падающая крыша одним концом уперлась в эту случайно возникшую опору, и, «не дойдя до земли 21/2 аршина, образовала с полом треугольное отверстие, из которого и вышли все, обреченные на смерть, изорванные, испачканные, но целые».

    Вместе с тем следствие установило многочисленные факты нарушения железнодорожных правил.

    Как это ни парадоксально, но грубейшие нарушения правил производились по личному указанию лиц, ответственных за безопасность движения царского поезда: министра путей сообщения К.Н. Посьета, главного инспектора железных дорог К.Г. Шернваля, начальника личной охраны царя генерал-адъютанта П.А. Черевина.

    Министр Посьет. угождая сановным лицам, желающим ехать в свите царя, давал распоряжения на присоединение дополнительных вагонов. Он не возражал и когда Черевин требовал от машинистов держать максимальную скорость в пути.

    Народная мудрость гласит: «Где тонко, там и рвется». Участок дороги Тарановка—Борки, где разыгралась трагедия, был поспешно уложен летом 1886 года и к осени 1888 года находился в аварийном состоянии. Таким образом, перегруженный царский поезд несся на громадной скорости по неисправному пути.

    Постепенно в ходе следствия все яснее вырисовывалась картина хищнической эксплуатации железной дороги представителями управления акционерного общества. Следственная комиссия вскрыла массу злоупотреблений: с целью получения прибыли технологические правила при строительстве дороги нарушались, шпалы делались из бросового дерева, вместо песка для насыпи использовался шлак.

    Чистый доход Курско-Харьковско-Азовской дороги с 337 тыс. руб. в 1880 году увеличился до 5.5 миллиона в 1887 году, а заложниками в этой гонке за «золотым тельцом» были перевозимые пассажиры.

    Правительственный инспектор Н.А. Кронеберг всячески пытался оградить государственную казну от грабежа и злоупотреблений зарвавшихся предпринимателей.

    Со временем Кронеберг, «видя полное отсутствие поддержки со стороны министерства и наглое торжество правления», махнул на все рукой и сделал вывод, что «один в поле не воин». Завершилась его многотрудная борьба примечательным фактом: «министр Посьет выдал дороге похвальный аттестат».

    Решительная поддержка царя способствовала активным действиям органов юстиции. В декабре по инициативе Кони Харьковская прокуратура привлекла к ответственности председателя правления дороги барона О.Ф. Гана, «хищника, доведшего дорогу до истощения из личных выгод», и несколько членов правления. На общество это произвело чрезвычайное впечатление. «Когда молва о привлечении Гана распространилась за пределы Харькова, во всех правлениях частных дорог забили тревогу… Стали доказывать, что это противоречит «всем законам божьим и человеческим». В разных местах стали вопить «… о нарушении священных прав господ железнодорожных заправил».

    Для спасения от судебной кары министра Посьета и его помощника Шернваля в ход был пущен полный набор казуистики и бюрократических проволочек. После многих заседаний особое присутствие Государственного совета приняло решение отказаться от направления дела в Верховный суд, а «сделать выговор Посьету и Шернвалю без внесения его в формуляр». Высшие чиновники государственной власти не посчитались с желанием царя «наказать виновных».

    Выслушав доклад министра юстиции о состоявшемся решении, Александр III сказал: «Как выговор, и только? И это все? Удивляюсь!.. Но пусть будет так...»

    Интересна аргументация царских сановников, с помощью которой они добились выгодного для себя решения. Так, на одном из заседаний выступил министр внутренних дел граф Д.А. Толстой. Не отрицая вины Посьета, он сказал: «Однако можно ли допустить привлечение министра к судебной за это ответственности?.. Министр стоит так высоко в глазах общества и имеет такую обширную область влияния, что колебать авторитет этого звания публичным разбирательством и оглаской… представляется крайне опасным». Далее с большим волнением он прочитал выдержку из книги историка Карамзина: «Пусть государь награждает достойных своею милостью, в противном случае удаляет недостойных без шума тихо и скромно».

    Данное пожелание было исполнено. Министр путей сообщения К.Н. Посьет был отстранен от должности, но «отделался простым выговором и назначением в члены Государственного совета с сохранением своего министерского оклада».

    При новой встрече с царем Кони сказал следующее: «Будет грустно, если все дело канет в вечность без ознакомления общества со всеми открытыми злоупотреблениями, так как иначе все будет продолжаться по-старому, а в обществе начнут ходить вымыслы и легенды очень нежелательные». «Нет,— сказал государь,— этого не будет, я прикажу напечатать подробный обзор дела… Ваш большой труд не пропадет даром».

    Но, несмотря на волю монарха, никакого правительственного сообщения в печати сделано не было.


    Дочитали статью до конца? Пожалуйста, примите участие в обсуждении, выскажите свою точку зрения, либо просто проставьте оценку статье.

    Вы также можете:

    • Перейти на главную и ознакомиться с самыми интересными постами дня
    • Добавить статью в заметки на: Добавить эту статью в TwitterДобавить эту статью ВконтактеДобавить эту статью в FacebookПоделиться В Моем Мире
    • Добавить на Яндекс

    • 0
    • 29 мая 2013, 11:06
    • corvet

    Специальные предложения


    Резиновая плитка для пола «Модуль»

    Вулканизированная резина для пола в тренажерном зале обладает исключительной прочностью и укладывается как полы для занятий штангой и спортивные мобильные тяжелоатлетические площадки на улице. Покрытие не крошится и не впитывает влагу, это литая вулканизированная резина, не крошка! Покрытие послужит незаменимым полом в ангары для хранения мотоциклов, снегоходов, лодок, гидроциклов, катеров и яхт…

    Резиновое покрытие Трансформер «ЗЕРНО»

    Уникальное напольное покрытие из резины для быстрой и самостоятельной сборки пола в гараже. Полы в личном гараже Вы можете собрать своими руками, без привлечения строителей. Удобный предустановленный замок, позволит произвести монтаж резиновых плит без применения клея. Покрытие устойчиво к шипам, износу и проливу технических масел и бензина…

    Модульная плитка ПВХ для пола

    Модульная плитка ПВХ для пола в гараж, автосервис, цех, торгово-развлекательный центр, офис, фитнес и тренажерный зал, зрительный зал кинотеатра, склад. Модульные плитки ПВХ настолько просты в монтаже, что не требуют специальных навыков для своей установки. Неподготовленный человек может собрать более 100 кв.м. напольного покрытия за один рабочий день. Для сборки не требуется клей, цемент и другие крепежные материалы...


    +7 (495) 969-75-83

    +7 (495) 969-75-83

    +7 (495) 969-75-83

    Смотреть все предложения...

    Новостная сеть блогов MyWebS - это всё самое актуальное: основные мировые новости, лучшие фотографии из последних новостей. А также просто полезная и занимательная информация: о событиях в России, о достижениях в мире технологий, о загадочном и непостижимом, об исторических фактах и просто о знаменательных событиях.

    © Copyright 2010–2018