Под патронажем детского ортопедического института им. г.и. Турнера Минздрава РФ

Готово, теперь выберите нужный раздел в меню!

1

Беды, трагедии, катастрофы... Как говорить о них с детьми?

Дети живут в этом мире рядом со взрослыми, в том же самом мире, что и взрослые. Они видят и слышат практически все то же самое, что и взрослые. Чем старше становятся дети, тем больше у них вопросов по поводу происходящего вокруг. Аварии, пожары, террористические акты, убийства и самоубийства, техногенные катастрофы, природные явления, с которыми не может справиться человек и многое другое, что постоянно происходит на нашей планете, не проходит незаметно для детей. Так или иначе, но они узнают об этом.

Взрослым хотелось бы, чтобы детей не касались никакие несчастья. Очень тяжело и не хочется думать, что от несчастья никто не застрахован. Трудно об этом говорить - это совершенно нормальная реакция. Беды случаются, но так хочется, чтобы они обошли стороной, чтобы именно тебя самого и твоих близких, они не коснулись.

Дети, расспрашивая о прошествии, больше всего хотят знать, возможно ли чтобы это произошло и с ними тоже. А если не расспрашивают, то все равно об этом размышляют, на основании того, что им стало известно. Также как и взрослые, дети уже в 7-9 лет способны «примерить» событие на свою жизнь. Они уже осознают, что такое смерть, они уже способны понять, что больно бывает не только от разбитой коленки и есть беды и похуже. В тоже время, дети до подросткового возраста, еще верят, что родители способны защитить их от всего, способны сделать так, чтобы беды с ними не случилось. Это защита детской психики, она позволяет ребенку расти и развиваться, не испытывая чрезмерного страха за свое существование.

Когда вы разговариваете с детьми о различных происшествиях и катастрофах, важно сосредоточится на том, что нужно сейчас вашему ребенку.

Во-первых, ему нужно помочь понять, что именно случилось. Выясните, для начала, что ему известно сейчас, что он сам об этом думает. Исходя из этого, можно аккуратно ответить на вопросы, избегая подробностей и не сгущая краски. Если ребенок узнает что-то еще, у вас будет возможность поговорить и об этом.

Во-вторых, важно дать возможность ребенку выразить эмоции. Это труднее всего. Труднее, чем просто описать происшествие простыми словами, потому что взрослый тоже переживает. Легче становится, если честно признаться ребенку, что вам тоже очень и очень больно и грустно от всего того, что случилось.

Третий, завершающий этап разговора - это утешение ребенка. Ему очень важно услышать подтверждение того, что родители о нем позаботятся. Да, он в это верит и знает и так, но в трудных ситуациях эта вера нуждается в подтверждении. «Я тебя очень люблю. Я позабочусь о тебе. Я буду тебя беречь. Все, что случается, мы переживем вместе. Все будет хорошо»   - это именно то, что нужно ребенку - ощущение того, что его есть кому защитить.

Детали и подробности, вопросы «кто виноват?» и «что делать?», сложные обстоятельства, политические проблемы и прочие подобные вещи - это не то, что на самом деле волнует и интересует детей. Это больше интересует и волнует взрослых. Об этом можно и нужно разговаривать взрослым между собой, чтобы унять свои тревоги и быть в состоянии утешать детей.


Автор:
Горбачева Юлия Евгеньевна
Психолог
Яндекс.Метрика