Вампиры
Очевидное - невероятное

    Впервые упоминания о живых мертвецах можно встретить в период раннего Средневековья в культуре юго-восточных славян. Эти сведения настолько распространились в концу восемнадцатого века, что в некоторых странах, в частности, в Польше, вера в вампиров приравнивалась к ереси. Общество еще больше увлекалось этими странными полумифическими существами благодаря распространению по территории Восточной Европы рассказов об эпидемии вампиризма. Ученый-историк Дэвид Кейуорт предпринял попытку объяснить, откуда произошла вера в вампиров.

    Многие ученые вдохновились рассказами о живых мертвецах и занялись исследованием данной темы. Одной из наиболее известных работ в этой области стало исследование аббата-бенедиктинца Огюстена Кальме, который появился в печати в 1746 году. Согласно наблюдениям ученого, на территории Западной Европы до конца семнадцатого столетия не существовало концепции вампиризма – и до того периода кровососы, которые восстали из мертвых, были исключительно феноменом славянской культуры. Но было ли это так в действительности?

    Если верить хронике XII столетия, которую составил Вильям Ньюбургский, его соотечественники верили в вампиров. В частности, он рассказывал об одном ходячем мертвеце, который периодически появлялся в окрестностях замка Анантис. Дыхание этого мертвеца заражало местных жителей смертельными болезнями.

    Два брата, у которых подобным образом умер отец, решили избавить людей от этого чудовища. Юноши раскопали могилу мертвеца на местном кладбище и нашли его тело, которое было наполнено кровью, словно пивка. Тогда они забрали мертвеца из могилы, вынесли его за пределы поселения, после чего сожгли на костре, вырезав перед этим его якобы бившееся сердце. Как только это было сделано, болезнь больше не преследовала жителей поселения, а самого ходячего мертвеца больше никто не встречал.

    В то же время, кроме красочного описания, Вильм Ньюбургский не говорит о том, что ходячий мертвец питался кровью живых людей. Более того, все несчастья, которые приключались в деревне, происходили не от действий мертвеца, а от его вредного дыхания.

    Историк из США Джеффри Бартон Рассел в своей агиографии также упоминает о подобном случае. Из Бертонского аббатства в село сбежали два крестьянина. Это поселение принадлежало рыцарю, враждовавшему с местными монахами. Монахи помолились одному из святых, после чего беглецы умерли. Вскоре после их смерти мертвецов видели на дороге – они несли собственные гробы. Кроме того, местные жители говорили о том, что мертвецы в образе диких зверей по ночам бьются в двери их домов, пытаясь забрать крестьян с собой. А затем в поселении началась эпидемия чумы.

    После получения разрешения от духовенства жители села вскрыли могилы беспокойных мертвецов, обнаружив там свежие и чистые тела. При этом одежда и лица их были покрыты кровью. Селяне вырвали мертвецам сердца и отрубили головы, после чего сожгли их. Вскоре после этого в селе закончилась эпидемия чумы, однако само поселение на протяжении долгого времени пустовало.

    Необходимо отметить, что английские ходячие мертвецы очень схожи с драуграми – ходячими трупами из скандинавской мифологии периода Средневековья. В частности, в сагах можно найти упоминания о Трольфе Вывернутой Ноге, который причинили немало вреда своим соплеменникам после смерти. Спустя некоторое время его останки были эксгумированы. В могиле люди нашли распухшее черное тело, которое впоследствии сожгли. Эти упоминания очень похожи на рассказы о ходячих мертвецах из Англии, однако нигде нет и намека на то, что драугры питались человеческой кровью.

    Некоторые исследователи говорят о том, что к концу двенадцатого столетия англичане перестали верить в ходячих мертвецов, упоминания о них можно найти в хрониках и разного рода исторических источниках вплоть до семнадцатого века. Даже в «Гамлете» Шекспира есть строчки, указывающие на то, что призрак отца Гамлета был вовсе не бесплотен.

    Историки говорят о том, что во множестве английских рассказов семнадцатого столетия о встречах с мертвецами речь шла именно о ходячих трупах, а вовсе не о духах. Ричард Бакстер в своей книге «О несомненном существовании мира духов» рассказывает историю о том, как жительница Гламоргана как-то проснулась и увидела возле кровати своего мертвого мужа, который собирался лечь рядом с ней. Как отмечает Бакстер, женщина отказала своему бывшему супругу в близости, после чего тот спустя три ночи вернулся и жестоко побил всех домочадцев. Подобное поведение было характерно для скандинавских драугров. Мертвец распространял вокруг себя нестерпимую вонь разлагающегося тела.

    А в книге «Королевство тьмы» Ричард Бертон также описал подобный инцидент: женщина, которая при жизни была супругой знатного господина, изменявшего ей, вернулась из могилы, когда ее бывший муж, спустя всего несколько дней после похорон супруги, сделал предложение своей любовнице. Но тот намек не понял и свадьбу не отменил. После этого мертвая женщина вновь появилась, и мужчина заболел и вскоре умер. И похоронили его в одной могиле в женой.

    Английские источники этого периода содержат немало других упоминаний о ходячих мертвецах. Зачастую в таких описаниях у них впалые глаза и черный цвет кожи, иногда им приписывается способность превращаться в животных.

    Следует отметить, что в Англии на протяжении длительного времени верили в то, что ходячие мертвецы существуют. Примерно то же самое можно сказать и о скандинавских драуграх: упоминания об этих существах можно найти в исландских источниках вплоть до конца семнадцатого столетия.

    Упоминания о ходячих мертвецах можно найти и в Силезии – области, которая в настоящее время является территорией Польши. Генри Мор в своей работе «Противоядие от атеизма» (1655 год) рассказывал об одном башмачнике, жителе Вроцлава, который перерезал себе горло в 1591 году, а спустя неделю поднялся из могилы. По словам жителей города, он появлялся в их постелях, пытаясь их задушить.

    Власти города приняли решение об эксгумации тела башмачника. Спустя восемь месяцев после его смерти тело было выставлено на всеобщее обозрение – согласно источнику, тело было как живое и не источало неприятного запаха. Впрочем, сообщения от жителей о ночных визитах мертвеца продолжали поступать. Спустя шесть дней тело башмачника было захоронено под виселицей, однако и это не принесло никакого результата, поскольку через некоторое время его вновь пришлось выкапывать. По словам очевидцев, оно значительно прибавило в весе, вероятно, распухло.

    Жители города решили навсегда избавиться от неприятного ночного визитера, поэтому подвергли его уже знакомой процедуре: вскрыли грудную клетку и достали сердце, которое было, по словам очевидцев, свежим и совсем не тронутым гниением, отрубили ноги, руки и голову, а затем сожгли останки.

    Немало рассказов о ходячих трупах – так называемых вриколакас – существует в Греции. Так, к примеру, французский ботаник Жозеф Питон де Турнефор рассказывал, что ему приходилось присутствовать при эксгумации тела мертвеца, которая проводилась на острове Миконос. Местные жители утверждали, что это тело никогда не принадлежало их односельчанину. Этот мертвец по ночам ходил по окрестностям, приставая к людям, поэтому жители села решили расчленить его труп и навсегда прекратить бесчинства.

    Как отмечает Питон, сначала трупу вскрыли живот, а не грудную клетку, как обычно делали в таких случаях, после чего пробили диафрагму и уже затем добрались до сердца. Эти действия вызвали среди очевидцев одобрительные возгласы. Останки были вновь захоронены, а сердце сожжено, однако спустя несколько дней стал очевидным, что мертвеца это не остановило. Поэтому тело вновь выкопали, и на этот раз сожгли полностью.

    Впрочем, все эти рассказы не дают описания вампиров в традиционном образе, который закрепился в мировой культуре – в виде тварей, питающихся кровью живых людей. Первые упоминания о них появляются лишь в XVII-XVIII столетиях.

    В 1745 году появилась книга под названием «Путешествие трех английских джентльменов». В ней можно найти описание вампиров, характерных для Восточной Европы: в ночное время вампиры покидали свои могилы, нападали на спящих людей, высасывали их кровь, таким образом убивая. Они атаковали всех, независимо от возраста и пола. Те люди, которые пережили нападение вампиров, жаловались на упадок духа и проблемы с дыханием и в скором времени умирали, становясь после смерти такими же вампирами. Поэтому существовало предписание, что во избежание распространения эпидемии, необходимо проткнуть тело умершего подобным образом человека деревянным колом. Иногда тела вампиров вытаскивали из могил и сжигали, после чего все бесчинства прекращались.

    Подробное описание вампиров было помещено в журнале Mercure Galent, датированном 1693 годом. В описании говорилось о том, что вампиры обитают в России и Польше, и ими владеет жажда чужой крови. В статье говорилось о том, что вампиры иногда бывают настолько полны кровью своих жертв, что она вытекает из всех отверстий их тел.

    Одним из наиболее известных вампиров восемнадцатого столетия является Арнод Паоле, восставший из могилы и породивший большое количество других вампиров, которые терроризировали небольшую сербскую деревню Медвегию в 1727-1732 годах. Данный случай находился под особым контролем местных властей. Вскоре был опубликован отчет о проведенном расследовании, согласно которому паоле в 1727 году выпал из повозки во время ее движения, в результате чего сломал себе шею. Но спустя месяц он ожил и доставил немало неудобств местным крестьянам, а еще спустя какое-то время убил четыре человека. Когда местные жители провели эксгумацию тела Паоле, они увидели, что его тело не разложилось, а из ушей, рта и глаз текла свежая кровь. На ногах и руках старые ногти отпали, а на их месте выросли новые. Вампиру пронзили сердце ножом, после чего он издал хорошо слышимый стон. Затем останки его сожгли, а прах захоронили.

    Большинство описаний таких существ периода восемнадцатого столетия говорили о том, что тела вампиров нетленны, у них гнутся конечности и внешне они практически ничем не отличаются от живых людей. Помимо этого, отмечалось, что вампирами владеет непреодолимая тяга к человеческой крови, о чем не говорилось ничего в средневековых источниках. Упоминания о вампирах имеются и в источниках девятнадцатого столетия. Таким образом, можно сделать вывод, что в популярной культуре образ вампира как фольклорного персонажа закрепился в XVIII столетии.

    Предания разных народов свидетельствуют о том, что вампиры питались не только кровью. Украинские упыри были охочи до любой пищи, поскольку всегда были очень голодны. Сербские цыгане выставляли блюдца с сыром, хлебом и молоком, чтобы отвадить от своих семей и хозяйства существ, именуемых мулло. Болгарские обуры питались кровью и падалью только в тех случаях, когда у них заканчивалась собственная. Соединение поверий и культур разных народов породил современный образ вампира, объединивший в себе все особенности различных верований в ходячие трупы и живых мертвецов.
    Источник: tainy.net



    Дочитали статью до конца? Пожалуйста, примите участие в обсуждении, выскажите свою точку зрения, либо просто проставьте оценку статье.

    Вы также можете:

    • Перейти на главную и ознакомиться с самыми интересными постами дня
    • Добавить статью в заметки на: Добавить эту статью в TwitterДобавить эту статью ВконтактеДобавить эту статью в FacebookПоделиться В Моем Мире
    • Добавить на Яндекс


    Специальные предложения


    Резиновая плитка для пола «Модуль»

    Вулканизированная резина для пола в тренажерном зале обладает исключительной прочностью и укладывается как полы для занятий штангой и спортивные мобильные тяжелоатлетические площадки на улице. Покрытие не крошится и не впитывает влагу, это литая вулканизированная резина, не крошка! Покрытие послужит незаменимым полом в ангары для хранения мотоциклов, снегоходов, лодок, гидроциклов, катеров и яхт…

    Резиновое покрытие Трансформер «ЗЕРНО»

    Уникальное напольное покрытие из резины для быстрой и самостоятельной сборки пола в гараже. Полы в личном гараже Вы можете собрать своими руками, без привлечения строителей. Удобный предустановленный замок, позволит произвести монтаж резиновых плит без применения клея. Покрытие устойчиво к шипам, износу и проливу технических масел и бензина…

    Модульная плитка ПВХ для пола

    Модульная плитка ПВХ для пола в гараж, автосервис, цех, торгово-развлекательный центр, офис, фитнес и тренажерный зал, зрительный зал кинотеатра, склад. Модульные плитки ПВХ настолько просты в монтаже, что не требуют специальных навыков для своей установки. Неподготовленный человек может собрать более 100 кв.м. напольного покрытия за один рабочий день. Для сборки не требуется клей, цемент и другие крепежные материалы...


    +7 (495) 969-75-83

    +7 (495) 969-75-83

    +7 (495) 969-75-83

    Смотреть все предложения...

    Новостная сеть блогов MyWebS - это всё самое актуальное: основные мировые новости, лучшие фотографии из последних новостей. А также просто полезная и занимательная информация: о событиях в России, о достижениях в мире технологий, о загадочном и непостижимом, об исторических фактах и просто о знаменательных событиях.

    © Copyright 2010–2017