Смушкевич Яков Владимирович
Люди и судьбы

    Военный летчик — дважды Герой Советского Союза, прославившийся ещё во время гражданской войны Испании. Один из тех, кто создавал советскую военную авиацию, кто принес победу Советскому Союзу в боях на Халкин-Голе и в Советско-Финской войне.

    Георгий Контстантинович Жуков писал о Якове Смушкевиче: «Яков Владимирович Смушкевич был великолепный организатор, отлично знавший боевую летную технику и в совершенстве владевший летным мастерством. Он был исключительно скромный человек, прекрасный начальник, его искренне любили все летчики».

    Яков Вульфович Смушкевич родился в 1902 году в местечке Рокишкисе Новоалександровского уезда Ковенской губернии (ныне город Рокишкис на северо-востоке Литвы) в бедной еврейской семье. В 1915 году вместе с беженцами первой мировой войны его семья бежала в Россию, в Вологодскую губернию. С 13 лет Яков работал чернорабочим в пекарне, а затем грузчиком в Вологодском речпорту.
    В 1918 году Яков Смушкевич пошел добровольцем в Красную Армию и тогда же вступил в ВКП(б). Прошел всю Гражданскую войну, от красноармейца до комиссара стрелкового батальона. В 1920 году на Западном (советско-польском) фронте был ранен сабельным ударом в ногу и взят в плен. Провел тринадцать месяцев в Вильненской тюрьме, откуда бежал в 1921 году. Летом 1921 г. назначен помощником военного комиссара 35-го полка 4-й Смоленской стрелковой дивизии, которая дислоцировалась в районе Борисова и Минска.

    В сентябре 1922 года Смушкевич впервые близко познакомился с авиацией — был назначен ответственным организатором партийной работы 4-й отдельной истребительной авиационной эскадрильи, базировавшейся в Минске. Заниматься только агитаторской работой было Якову Смушкевичу скучно: он подолгу беседовал с механиками и летчиками о премудростях летного дела, изучал устройство самолета. Сначала пилоты стали брать его в полет, а вскоре он совершил свой первый самостоятельный вылет. Смушкевич настойчиво совершенствовал свое мастерство и через некоторое время летчик-самоучка стал летать не хуже своих подчиненных. Эскадрилью развернули в бригаду, и Смушкевич стал её военкомом, а также — одним из лучших пилотов. В 1928 году он одним из первых в бригаде вылетел на самолете-разведчике Р-5, а затем освоил высший пилотаж на новейшем по тем временам истребителе И-3. В конце 1930 г Смушкевич занял первое место в бригаде по стрельбе из пулемета и точной бомбардировке. В 1931 году он всего за 39 дней прошел полный курс летной подготовки в Качинской военной школе лётчиков и получил пилотское свидетельство. В декабре того же года Смушкевич стал командиром 201-й легкобомбардировочной авиабригады им. Совнаркома Белорусской ССР, дислоцирующейся в Витебске и к 1933 году сделал её лучшим соединением Белорусского военного округа. В 1935 году Якову Смушкевичу было присвоено звание комбрига.

    В 1936 году началась гражданская война в Испании. Германия и Италия в открытую поддерживают мятежников генерала Франко поставками вооружений и направлением экспедиционных воинских частей. СССР, поддерживающий республиканское правительство, шлет в Испанию вооружение и боеприпасы, а потом — военных советников-добровольцев. Яков Смушкевич отправился в Испанию с первой же группой летчиков и участвовал в боях с франкистами с ноября 1936 по июль 1937 года под псевдонимом «генерал Дуглас». Он был назначен старшим советником при командующем республиканских ВВС, а фактически принял руководство всеми воздушными силами республиканцев.
    Именно Смушкевич смог организовать разрозненные, плохо обученные части, вооруженные самой разношерстной техникой, в грозную боевую силу. В полной мере проявил себя Смушкевич в самый критический момент битвы за Мадрид: массированными бомбардировками и штурмовками мятежников в Севилье и Ла-Табладе наступление франкистов было фактически парализовано. Не ограничиваясь руководством республиканской авиацией, «генерал Дуглас» участвовал в воздушных боях. За восемь месяцев в Испании общий налет Смушкевича составил 223 часа, в том числе — 115 часов боевых вылетов на И-15. Следующей победой республиканской авиации стал разгром итальянского экспедиционного корпуса в марте 1937 года под Гвадалахарой. Смушкевич смог организовать почти непрерывные бомбардировки мятежников по точно определенным авиаразведкой целям. Роль «генерала Дугласа» в руководстве республиканскими войсками была столь велика, что Геринг назначил премию в 1 миллион марок тому немецкому летчику, который собьет «генерала Дугласа». За успешную организацию борьбы с авиацией противника, личное мужество и героизм в боях Якову Владимировичу Смушкевичу 21 июня 1937 года было присвоено звание Героя Советского Союза. Тогда же Смушкевичу пришлось стать Яковом Владимировичем вместо Якова Вульфовича: Сталин и Ворошилов сочли, что советскому военачальнику негоже иметь отчеством имя бродячего портного-еврея из литовского местечка Рокишкисе.

    Вернувшись из Испании, Смушкевич был назначен заместителем начальника управления ВВС. Руководил разработкой новых летно-тактических уставов с использованием опыта войны в Испании, окончил КУВНАС при Военной академии им. Фрунзе.
    30 апреля 1938 года во время тренировочного полета на самолете Р-10 Смушкевич попал в аварию. Его вытащили из под обломков с переломанными, от ступней до бедер, ногами, с тяжелыми ранениями головы, сотрясением мозга и обожженной спиной. Потребовалась срочная операция тазобедренного сустава. Врачи предупредили, что, возможно, придется ампутировать ноги. Но благодаря искусству профессора М.Д. Фридмана операция прошла блестяще. Правда, одна нога стала короче. Первое, что интересовало Смушкевича после операции — сумеет ли он летать. Врачи прописали покой, но Смушкевич тяготился бездействием: приказал привозить ему работу в больницу, превратив свою палату в филиал штаба ВВС. Трудно описать, сколько упорства проявил Смушкевич, чтобы заставить свои ноги слушаться. Вскоре он бросил костыль и стал опираться только на палку. Превозмогая нечеловеческие боли, он мог упражняться часами. Смушкевич добился своего — вскоре он снова начал летать.

    В конце мая 1939 года разгорелся советско-японский вооруженный конфликт на реке Халхин-Гол в Монголии. Советская авиация, спешно переброшенная в район боевых действий, понесла чувствительные потери. Японцы захватили полное господство в воздухе, совершали налеты на советские аэродромы. В первом же крупном бое японцы смогли сбить 9 советских истребителей, не потеряв ни одного своего. Руководством РККА была срочно собрана группа лучших советских военных летчиков во главе с комкором Смушкевичем и направлена на транспортных самолетах в Монголию.
    Сразу же по прибытии Смушкевич организовал интенсивные тренировки в воздухе и учебные бои, наладил аэродромное и техническое обслуживание авиатехники, проанализировав тактику японских ВВС, выдвинул ряд контрприемов. Результаты не заставили себя долго ждать: в ожесточенных боях (часто в воздухе сражалось более 200 самолетов с каждой стороны) советские летчики переломили ситуацию в свою пользу. Советская авиация очистила небо от японских самолетов, поддерживала советско-монгольские войска во время наступления, наносила удары по тылам японцев и путям их отступления. 29 августа 1939 года впервые в СССР были присвоены звания дважды Героев Советского Союза — ими стали летчики майор С.Грицевец и полковник Г.Кравченко. А 17 ноября 1939 года за успешную организацию и руководство боевыми действиями авиации комкору Смушкевичу Якову Владимировичу также было присвоено звание дважды Героя Советского Союза (до Великой Отечественно в СССР всего пять человек получили это высокое звание). Через два дня Смушкевич был назначен комадующим ВВС РККА.

    В небе Монголии Смушкевич почти не летал — он и ходить мог с трудом. Плохо залеченные травмы кровоточили. По возвращении в ССР Смушкевичу пришлось отправится на обследование. Посмотревший рентгеновский снимок профессор Фридман сказал: «В тазобедренном суставе у него не кости, а творог. Я не представляю себе, как он на ногах-то стоит».

    Но пройти полный курс лечения Смушкевичу снова не удалось — грянула советско-финская война. Радужные планы советского руководства за несколько недель разбить финские войска и оккупировать Финляндию пошли прахом. Авиация показала себя не лучше, чем другие рода войск Красной Армии: «Состояние боевой выучки авиачастей находится на крайне низком уровне… бомбардировщики не умеют летать и особенно маневрировать строем… Навигационная подготовка очень слаба, что приводит к большому количеству блуждений даже в хорошую погоду; в плохую видимость и ночью — массовые блуждения… Говоря о действиях авиации в целом, нужно больше всего говорить о ее бездействии или действии большей частью вхолостую. Ибо нельзя ничем иначе объяснить то обстоятельство, что наша авиация с таким колоссальным превосходством в течение месяца почти ничего не могла сделать противнику».

    И снова наводить порядок на фронт полетел Смушкевич. И, хотя война окончилась вполне успешно для СССР, доклады Смушкевича о положении в военной авиации и мерах по преодолению недостатков резко контрастировали со всеобщими бравурными победными настроениями.

    Мнение Смушкевича и многих других молодых авиационных генералов вызывало неприятие у советского руководства: начальству хотелось, чтоб в отчетах все было гладко и прекратились аварии в частях, а Смушкевич доказывал, что надо интенсифицировать процесс летной подготовки, и аварии при этом неизбежны. Вдобавок он постоянно заступался за своих подчиненных, ложно объявленных «врагами народа», и многих спас от гибели. Смушкевич всегда отстаивал свою точку зрения, не скрывал и своего отрицательного отношения к советско-германскому пакту 1939 года. Вскоре на Смушкевича поступил донос на самый верх: Василий Сталин передал отцу письмо полковника Сбытова, в котором Смушкевич и другие высшие командиры ВВС обвинялись во вредительстве. 4 июля 1940 года Смушкевичу было присвоено звание генерал-лейтенант авиации, но уже через месяц он был понижен в должности до начальника Генштаба РККА по авиации, а затем — генерал-инспектора ВВС при наркоме обороны СССР.

    Зимой 1940-1941 начал раскручиваться «заговор авиаторов» — первые аресты начались в апреле 1941 года. Одного за другим арестовали молодых генералов, Героев Советского Союза, кавалеров многих орденов, заслуженных ими в боях за Страну Советов. Смушкевича арестовали 8 июня 1941 года. Аресты продолжались до середины июля.

    Были арестованы: трое бывших командующих ВВС РККА (Локтионов, Смушкевич, Рычагов); командующий ПВО СССР (Штерн); начальник штаба ВВС РККА и его заместитель (Володин, Юсупов); помощник главкома ВВС по авиации дальнего действия (Проскуров); командующий ВВС Дальневосточного фронта (Гусев); командующий ВВС Северо-Западного фронта (Ионов); командующий ВВС Западного фронта (Таюрский); командующий ВВС Юго-Западного фронта (Птухин); начальник Военной Академии командного и штурманского состава ВВС (Арженухин); начальник НИИ ВВС (Филин); начальник НИП авиационных вооружений (Шевченко); десятки других генералов и офицеров ВВС. Следователи НКВД выбивали из арестованных показания об участи в «троцкистском» заговоре и вредительстве.

    Видно, не всех удалось сломить пытками и побоями. 18 октября1941 года, сразу после переезда СНК СССР и аппарата НКВД из Москвы в Куйбышев, простым приказом наркома НКВД Л.П.Берия семь подследственных были расстреляны без всякого суда и приговора. Локтионова, Штерна, Смушкевича, Рычагова, Арженухина, Проскурова, Володина, Савченко вывезли к поселку Барбыш близ Куйбышева и расстреляли. Среди расстрелянных пять Героев Советского Союза и один — дважды Герой. Смушкевича к месту расстрела несли на носилках — из-за пыток ноги у него совсем отнялись. Так расстреляли — лежащего на носилках.

    Реабилитировали Якова Смушкевича 25 декабря 1954 года. Дважды Герой Советского Союза Яков Владимирович Смушкевич погиб не на фронте, но в каждой победе, одержанной нашими летчиками в воздушных сражениях с фашистами, есть частица его влюбленного в авиацию сердца.

    Источник: gorod.tomsk.ru


    Дочитали статью до конца? Пожалуйста, примите участие в обсуждении, выскажите свою точку зрения, либо просто проставьте оценку статье.

    Вы также можете:

    • Перейти на главную и ознакомиться с самыми интересными постами дня
    • Добавить статью в заметки на: Добавить эту статью в TwitterДобавить эту статью ВконтактеДобавить эту статью в FacebookПоделиться В Моем Мире
    • Добавить на Яндекс

    • 0
    • 30 апреля 2010, 09:12
    • iunior

    Специальные предложения


    Резиновая плитка для пола «Модуль»

    Вулканизированная резина для пола в тренажерном зале обладает исключительной прочностью и укладывается как полы для занятий штангой и спортивные мобильные тяжелоатлетические площадки на улице. Покрытие не крошится и не впитывает влагу, это литая вулканизированная резина, не крошка! Покрытие послужит незаменимым полом в ангары для хранения мотоциклов, снегоходов, лодок, гидроциклов, катеров и яхт…

    Резиновое покрытие Трансформер «ЗЕРНО»

    Уникальное напольное покрытие из резины для быстрой и самостоятельной сборки пола в гараже. Полы в личном гараже Вы можете собрать своими руками, без привлечения строителей. Удобный предустановленный замок, позволит произвести монтаж резиновых плит без применения клея. Покрытие устойчиво к шипам, износу и проливу технических масел и бензина…

    Модульная плитка ПВХ для пола

    Модульная плитка ПВХ для пола в гараж, автосервис, цех, торгово-развлекательный центр, офис, фитнес и тренажерный зал, зрительный зал кинотеатра, склад. Модульные плитки ПВХ настолько просты в монтаже, что не требуют специальных навыков для своей установки. Неподготовленный человек может собрать более 100 кв.м. напольного покрытия за один рабочий день. Для сборки не требуется клей, цемент и другие крепежные материалы...


    +7 (495) 969-75-83

    +7 (495) 969-75-83

    +7 (495) 969-75-83

    Смотреть все предложения...

    Новостная сеть блогов MyWebS - это всё самое актуальное: основные мировые новости, лучшие фотографии из последних новостей. А также просто полезная и занимательная информация: о событиях в России, о достижениях в мире технологий, о загадочном и непостижимом, об исторических фактах и просто о знаменательных событиях.

    © Copyright 2010–2019