Как в СССР «русифицировали» американские бомбардировщики
История и события

    Достаточно широко известно, как непросто было советским инженерам и техникам устранять недостатки американского истребителя Р-39 «Аэрокобра», адаптируя эту воздушную машину к условиям советско-германского фронта.

    Но, по свидетельству авиаинженера С.Н. Иконникова, американские бомбардировщики и самолеты – разведчики так же нуждались в серьезной обработке:

    «Для вооружения бомбардировочной и разведывательной авиации из США поступали самолеты «Бостон» Б-3, «Бостон» Б-25, «Бостон» А-20 различных модификаций. Обладали они неплохими летными данными, но для боевого применения большинство из них было малопригодно. На одних надо было выполнить работы по повышению прочности, другие переоборудовать, на третьих заменить вооружение».

    Запас прочности – как у наших транспортных самолетов


    Ссылаясь на Героя Советского Союза Л.В. Жолудева, Иконников пишет о прочности «Бостонов»:

    «Когда Полбин опробовал «Бостон» на пикировании, то едва посадил его с поврежденным хвостовым оперением. Запас прочности у бомбардировщика оказался малым, как у наших транспортных самолетов».

    Дважды Герой Советского Союза Иван Полбин прославился, воюя именно на пикирующих бомбардировщиках.

    Возникали претензии из-за несоответствия заявленных и реальных возможностей американских машин, из-за откровенно рекламного характера их описаний:

    «В технической документации на американскую технику встречалось немало рекламного. Вот один из примеров. На «бостонах» моторы «Райт-Циклон» были опломбированы на 500 часов работы. Значит, в течение гарантийного срока техническому составу в агрегатах и механизмах копаться не нужно. Такая предусмотрительность поначалу понравилась. Но скоро выявилось, что сделано это было в целях рекламы. В процессе боевой работы американская техника возникающих нагрузок не выдерживала. Приходилось менять поршни, цилиндры, кольца, подшипники моторов. Пломбы, гарантирующие их работу в течение 500 часов, были давно сняты».

    Иногда проблемы возникали из-за неудачного, с точки зрения советской стороны, размещения членов экипажа:
    «На самолете «Бостон» Б-3 штурман размещался за спиной летчика, вследствие чего лишался возможности нормальной ориентации в полете. Для помещения его рядом с пилотом пришлось производить перекомпоновку кабины летчика».
    Приходилось позаботиться об увеличении бомбовой нагрузки и огневой мощи стрелково-пушечного вооружения американских самолетов:

    «Бомбардировщик (речь идет все о том же «Бостоне» Б-3 – М.К.) брал всего 400 кг бомб. После установки отечественного вооружения, бомбовая загрузка увеличилась до 1600 кг, то есть возросла в 4 раза.

    Бомбардировщик-штурмовик «бостон» А-20Ж не имел оборонительного вооружения. Четыре пулемета нормального калибра, расположенные в передней части фюзеляжа, не могли защитить самолет от истребителей противника, атакующих, как правило, с задней полусферы. Бомбовая загрузка самолета составляла всего 500 кг. Техническому составу частей вместе с заводскими бригадами пришлось эти самолеты перевооружать:

    – оборудовали два бомболюка для подвески 16 авиабомб;
    – вместо пулеметов нормального калибра, расположенных в передней части фюзеляжа, установили крупнокалиберные пулеметы;
    – на верхней части фюзеляжа установили турель с крупнокалиберным пулеметом для стрелка-радиста;
    – в полу фюзеляжа установили люковый крупнокалиберный пулемет для воздушного стрелка».

    Безусловно, такие переделки были чрезвычайно непростым делом:

    «Работы по перевооружению самолетов были весьма трудоемки. Приводились они в полевых условиях, при отсутствии специального оборудования и инструмента. Как рассказывает фронтовой авиамеханик… И.П.Шитик, в одной из дивизий при мобилизации всего технического состава и помощи заводской бригады, при выполнении работ днем и ночью для перевооружения 95 самолетов А-20Ж потребовалось 4,5 месяца».

    Меняем 1 «обрусевший» «Бостон» на 2 американских


    У американцев была возможность оценить работу советских инженеров и авиатехников: «При ведении боевых действий для обмена опытом в полк прибыла группа летчиков и механиков из так называемого «челночного» полка, вооруженного такими же самолетами. Когда они увидели в полку доработанные, и можно сказать, перекроенные американские самолеты, вначале удивились, как наши летчики согласились на них летать. Ведь у них категорически запрещалось вносить изменения в конструкцию самолета. Каждый агрегат или узел находился под пломбой фирмы-изготовителя и, если пломба была нарушена, летчик на этом самолете уже не должен был летать. Но когда летчики совершили несколько полетов на полигон со стрельбой из пулеметов и бомбометанием, то на их лицах появились растерянность и удивление, а затем они предложили произвести обмен: за наш один переоборудованный самолет – два их не переоборудованных».

    Здеси заводски пломбы — ковыряти нельзя


    Надо отметить, что отношение к пломбе фирмы изготовителя как к чему-то святому и совершенно неприкосновенному было характерно не только для американских летчиков. Например, Герой Советского Союза Дмитрий Лоза танкист, воевавший на американских «Шерманах» («Эмча»), в мемуарах писал: «Надо сказать, что при штабе 5-го механизированного корпуса находился представитель фирмы — изготовителя танков. Он скрупулезно собирал и учитывал все выявленные в ходе эксплуатации недостатки «Эмча» и по своим каналам сообщал о них руководству фирмы. Память не сохранила его фамилию, помню только, что мы все звали его Миша. На встречах однополчан частенько вспоминаем, как Миша, увидев механика-водителя, пытавшегося ключом или отверткой что-то подкручивать, к примеру, в моторном отделении, строго выговаривал: «Здеси заводски пломбы — ковыряти нельзя!» Да и не нужно там «ковыряти» — в пределах нормативного ресурса машины работали как прекрасный хронометр».

    Надо признать, что принцип «ковыряти нельзя» выглядит чрезвычайно рациональным, но… только в американских условиях, достаточно комфортных для технических служб. Суровые советские реалии требовали и от воздушных, и от танковых «технарей» готовности беспощадно «ковыряти» все, что потребуется для выполнения техникой боевых задач, поплевывая на любые пломбы. И у советского, и у американского подхода было множество положительных и отрицательных сторон. Но каждый из них вполне соответствовал технической культуре своих стран на тот момент…

    Максим Кустов
    Источник: vpk-news.ru

    Дочитали статью до конца? Пожалуйста, примите участие в обсуждении, выскажите свою точку зрения, либо просто проставьте оценку статье.

    Вы также можете:

    • Перейти на главную и ознакомиться с самыми интересными постами дня
    • Добавить статью в заметки на: Добавить эту статью в TwitterДобавить эту статью ВконтактеДобавить эту статью в FacebookПоделиться В Моем Мире
    • Добавить на Яндекс


    Специальные предложения


    Резиновая плитка для пола «Модуль»

    Вулканизированная резина для пола в тренажерном зале обладает исключительной прочностью и укладывается как полы для занятий штангой и спортивные мобильные тяжелоатлетические площадки на улице. Покрытие не крошится и не впитывает влагу, это литая вулканизированная резина, не крошка! Покрытие послужит незаменимым полом в ангары для хранения мотоциклов, снегоходов, лодок, гидроциклов, катеров и яхт…

    Резиновое покрытие Трансформер «ЗЕРНО»

    Уникальное напольное покрытие из резины для быстрой и самостоятельной сборки пола в гараже. Полы в личном гараже Вы можете собрать своими руками, без привлечения строителей. Удобный предустановленный замок, позволит произвести монтаж резиновых плит без применения клея. Покрытие устойчиво к шипам, износу и проливу технических масел и бензина…

    Модульная плитка ПВХ для пола

    Модульная плитка ПВХ для пола в гараж, автосервис, цех, торгово-развлекательный центр, офис, фитнес и тренажерный зал, зрительный зал кинотеатра, склад. Модульные плитки ПВХ настолько просты в монтаже, что не требуют специальных навыков для своей установки. Неподготовленный человек может собрать более 100 кв.м. напольного покрытия за один рабочий день. Для сборки не требуется клей, цемент и другие крепежные материалы...


    +7 (495) 969-75-83

    +7 (495) 969-75-83

    +7 (495) 969-75-83

    Смотреть все предложения...

    Новостная сеть блогов MyWebS - это всё самое актуальное: основные мировые новости, лучшие фотографии из последних новостей. А также просто полезная и занимательная информация: о событиях в России, о достижениях в мире технологий, о загадочном и непостижимом, об исторических фактах и просто о знаменательных событиях.

    © Copyright 2010–2017