Борьба за коммуникации зимой («Красная звезда» от 17 декабря 1942 года)
История и события

    От специального корреспондента «Красной звезды»

    Наступательные бои в районе Великих Лук и Ржева ещё раз подтвердили огромное значение железных и шоссейных дорог для боевых операций. Зимой не только колёсный транспорт немцев, с помощью которого они производят все более или менее значительные перегруппировки стрелковых и артиллерийских частей, привязан к шоссейным путям, но даже и гусеничные машины, вплоть до лёгких и средних танков. Большая скученность войсковых колонн на нескольких дорогах неизбежно приводит к заторам, увеличивает трудности планирования и проведения любого, даже несложного маневра.

    Во-время перерезать коммуникации врага — значит лишить его возможности использовать свои резервы для контрударов на решающих участках фронта. Немецкие группировки разобщаются, управление ими рушится, что облегчает уничтожение их по частям. Методы перехвата коммуникаций врага могут быть различными. Они зависят от количества войск и огневых средств, преграждающих подступы к коммуникациям. Рассмотрим самые эффективные из этих методов.

    Немцы начинают оборонять железные и шоссейные дороги на дальних подступах. Как правило, параллельно дорогам уже в 10—15 километрах от них создаётся первая линия противопехотных препятствий — проволочные заграждения, прикрываемые огнём лёгких пулемётов и парных автоматчиков. Через два-три километра обычно проходит редкая цепь дзотов, расположенных по преимуществу у развилок дорог, на окраинах деревень и хуторов. Обе эти линии рассчитаны только на отражение внезапных атак пехоты. Цель их противодействия — расчленить боевые порядки наступающих, обескровить их сильным автоматическим огнём до подхода к основному оборонительному рубежу.

    Основной рубеж состоит из двух-трёх рядов дзотов и скрытых от наземного и воздушного наблюдения артиллерийских батарей. Здесь все населённые пункты приспособлены под круговую оборону и находятся между собой в огневой и тактической связи. Они связаны по фронту и в глубину телефоном, а на случай самостоятельной борьбы в окружении каждый снабжён одной-двумя рациями. О том, какую большую роль играет управление по радио в системе немецкой обороны, свидетельствует хотя бы такой факт. Перерезав за два дня боев четыре шоссейные, дороги, идущие от Великих Лук на северо-запад, наши части захватили в опорных пунктах врага 14 радиостанций.

    Мощная оборонительная полоса начинается уже в 7—5 километрах от магистрали. Она усилена минными полями, противотанковыми рвами и другими инженерными заграждениями. Большая плотность насыщения артиллерийскими средствами является серьёзным препятствием для танкового манёвра. Именно такую полосу пришлось преодолеть нашим войскам во время боев за железную дорогу Великие Луки—Новосокольники.

    После основательного артиллерийского обстрела вражеских позиций подразделения нашей пехоты и танков двинулись вперёд. Они без труда расправились с огневыми точками предполья и в нескольких местах вклинилась в основную оборонительную полосу немцев, состоявшую из многочисленных дзотов и артиллерийских батарей. Однако дальнейшее продвижение на юг застопорилось. Танки, действовавшие на широком фронте отдельными подразделениями, не смогли окончательно пробить оборону вплоть до железной дороги. Лишь в одном месте наступающие достигли большого успеха, и там их отделяла от железной дороги всего двухкилометровая полоска местности.

    Трезво взвесив обстоятельства, наше командование сняло ряд танковых подразделений с соседних боевых участков и, собрав танки в мощный кулак, двинуло их к месту наметившегося успеха. К вечеру танки, наступавшие тремя эшелонами, прорвали последнюю цепочку дзотов и вместе с десантами автоматчиков оседлали железную дорогу.

    Близились сумерки и, казалось, можно было отдохнуть, тем более, что цель боя была как будто достигнута. Однако командование не прекратило развития успеха, и это целиком отвечало обстановке. Часть танковых и стрелковых подразделений, расширяя вбитый клин, атаковала справа и слева ближайшие вражеские позиции. В образовавшуюся брешь проникли противотанковые пушки, которые огнём и колёсами поддерживали усилия пехоты и танков. В то же время крупная группа тяжёлых и средних танков с десантами автоматчиков и лыжников ударила вдоль полотна железной дороги, двигаясь по тылам основной оборонительной полосы немцев. Этот маневр танков, заставивший немцев драться с перевёрнутым фронтом, распылил их усилия, отрезал от тылов, надломил волю к сопротивлению. Продвинувшись на 4—5 километров вдоль железной дороги, танки остановились, заняв под охраной пехотинцев несколько смежных хуторов и перелесков. Не зная, откуда ожидать очередного удара, немцы в течение ночи продолжали вести беспорядочный огонь во всех направлениях.

    С утра активность наших войск усилилась. Подразделениям, атаковавшим с фронта, удалось ещё в трёх местах вклиниться в оборонительную полосу, защищавшую железную дорогу с севера. При этом одна ударная группа пехоты и танков подходила к железной дороге недалеко от Новосокольников. В случае её успеха она могла соединиться с танковой группой, и вся немецкая группировка оказывалась в железном кольце. Угроза окружения была реальной, и немцы, ожесточённо отстреливаясь, то и дело контратакуя, стали отходить к Новосокольникам. Через сутки вся оборонительная полоса была очищена от них, а гарнизон Великих Лук отрезан с запада и северо-запада. На поле боя немцы оставили более 1.000 трупов своих солдат и офицеров, 18 танков и бронемашин, 74 орудия различного калибра, около 90 миномётов и много винтовок и автоматов. Было разгромлено свыше 130 дзотов.

    Успешный перехват важной железнодорожной и шоссейных дорог определялся быстротой действий и точно рассчитанным маневром танков и пехоты. Он позволяет сделать ряд тактических выводов. Чтобы лишить врага одной или многих важных коммуникаций, следует вести наступление одновременно несколькими ударными группами на широком фронте. Это позволяет сразу сковать всю огневую систему врага и заставляет его ввести в бой главную массу резервных подразделений и частей. Если где-либо намечается успех, его следует немедленно форсировать даже за счёт ослабления натиска на соседних участках. Очень важно, достигнув намеченной коммуникации, не останавливаться, а двигаться без передышки дальше, громить тылы врага и подходящие на выручку подкрепления. Лишь после того, когда враг будет отброшен от места прорыва, по крайней мере, на дистанцию прицельного миномётного и пулемётного огня, а ближайшие его узлы сопротивления втянутся в борьбу с обходящими группами танков и пехоты, можно считать завершённым первый этап перехвата коммуникации.

    Следующий этап окончательного закрепления успеха должен заключаться в дроблении обойдённой оборонительной полосы противника на ряд отдельных секторов и в уничтожении их гарнизонов совместными ударами всех родов войск. Дерзкие действия танковых подразделений и лыжных отрядов в глубине обороны противника приобретают в этот период решающее значение. Такие подвижные ударные группы, как показал опыт последних боев, способны сорвать любой контрманёвр врага. Они должны смело прорываться до ближайших узлов дорог, громить вражеские моторизованные и транспортные колонны примерно в радиусе 30—40 километров от места решающих боев.

    Выше мы разобрали отдельные моменты боя за коммуникации врага, в результате которого наши части сначала прочно оседлали их в одном пункте, а затем заняли шоссе и железную дорогу на протяжении 14 километров. Между тем сопротивление врага иногда, бывает настолько энергичным, количество огневых средств в непосредственной близости от дороги так велико, что преодолеть всё это стоит больших усилий. Тогда гораздо выгоднее блокировать коммуникацию огнём артиллерии и пулемётов, приблизив вплотную к ней наблюдательные пункты.

    На одном участке фронта западнее Ржева N часть вела наступательные бои, имея задачей перерезать шоссейную дорогу, по которой противник непрерывно перебрасывал войска и грузы с запада на восток и обратно. И вот, когда до шоссе оставалось каких-нибудь 4—5 километров, наступающие подразделения натолкнулись на цепь укреплённых пунктов. Несмотря на отчаянное сопротивление врага, они близко подошли к двум населённым пунктам, являвшимся мощными узлами сопротивления. Здесь бойцы залегли, окопались, организовали круговую оборону, расставили и умело замаскировали противотанковые пушки и ружья.

    В течение дня немцы, державшие в своих руках рощу на фланге наших подразделений, пять раз ходили в контратаки, бросая в бой не менее батальона автоматчиков и от 10 до 28 танков. Восемь танков и более 400 трупов оставили гитлеровцы в первый день на поле боя, но на утро снова активизировали свои действия. Сознавая, чем грозит выход нашей части к единственному шоссе, соединяющему крупную их группировку со Ржевом, они не жалели ни живой силы, ни техники. Однако клин, вбитый в немецкую оборону, сидел в ней прочно.

    К полудню командиру нашей части стало ясно, что продвинуться вперёд можно лишь после захвата рощи. Выставив достаточное прикрытие перед населёнными пунктами и незаметно собрав подразделения в ударный кулак, он атаковал рощу с фланга. Эта атака была поддержана с фронта, и рощу вскоре удалось очистить от врага, причём наступающие подразделения, обогнув две смежные деревни, вечером неожиданно атаковали, их с тыла и заняли. Благодаря этому часть вышла на возвышенности, с которых хорошо просматривался значительный отрезок шоссейной дороги.

    Закрепившись на этом рубеже и организовав сеть наблюдательных пунктов, N часть начала обстреливать дорогу. Движение по шоссе стало возможно лишь с большим риском и только ночью. Чуть раздавался шум работающих моторов, артиллеристы открывали огонь по заранее пристрелянным ориентирам. Теперь шоссе уже не имело большой тактической ценности, и немцы вынуждены были приспособить ближайшие полевые дороги для движения колёсного транспорта. Это сильно сковывало маневренность их моторизованных колонн. По сути дела группировка врага оказалась в полуокружении. Чтобы кольцо вокруг неё не сомкнулось окончательно, немцы бросили в контратаки большие массы танков и пехоты, снятые с соседних участков фронта.

    Как упоминалось выше, находясь в полуокружении, противник старается использовать просёлочные дороги. Во время метелей и снегопадов они часто заносятся сугробами и выходят из строя. Так, в одном месте западнее Ржева на просёлочной дороге в результате заносов начал образовываться затор немецких колёсных машин. Это ещё с вечера обнаружили наши воздушные разведчики. На утро поднялись в воздух пикирующие бомбардировщики и штурмовики. Последовательными и мощными ударами они разбили и сожгли за день в местах заторов 9 танков, 229 автомашин с войскам и грузами, 18 орудий и др. В последующие дни наша авиация, дополняя действия наземных войск, столь же активно срывала переброску грузов противника и маневры его мотоколонн.

    Таким образом успешный бой за коммуникации в конечном итоге приводит к окружению и полуокружению вражеских групп и гарнизонов. Вслед за этим борьба за коммуникации переносилась с земли в воздух. Немцы, стремясь поддержать свои войска, вводили в действие транспортную авиацию. Трехмоторные «Ю-52» звеньями и в одиночку появлялись над попавшими в тяжёлое положение гарнизонами и частями противника, сбрасывая пакеты с боеприпасами и продовольствием. Их работу обычно прикрывали истребители «МЕ-109». Наши воздушные патрули, непрерывно барражировавшие над такими участками местности, успешно нападали на немецкую транспортную авиацию.

    Майор П. СЛЕСАРЕВ.
    ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ФРОНТ.
    Источник: Газета «Красная звезда» 17 декабря 1942 года


    Дочитали статью до конца? Пожалуйста, примите участие в обсуждении, выскажите свою точку зрения, либо просто проставьте оценку статье.

    Вы также можете:

    • Перейти на главную и ознакомиться с самыми интересными постами дня
    • Добавить статью в заметки на: Добавить эту статью в TwitterДобавить эту статью ВконтактеДобавить эту статью в FacebookПоделиться В Моем Мире
    • Добавить на Яндекс

    • 0
    • 19 апреля 2017, 11:25
    • varnava

    Специальные предложения


    Резиновая плитка для пола «Модуль»

    Вулканизированная резина для пола в тренажерном зале обладает исключительной прочностью и укладывается как полы для занятий штангой и спортивные мобильные тяжелоатлетические площадки на улице. Покрытие не крошится и не впитывает влагу, это литая вулканизированная резина, не крошка! Покрытие послужит незаменимым полом в ангары для хранения мотоциклов, снегоходов, лодок, гидроциклов, катеров и яхт…

    Резиновое покрытие Трансформер «ЗЕРНО»

    Уникальное напольное покрытие из резины для быстрой и самостоятельной сборки пола в гараже. Полы в личном гараже Вы можете собрать своими руками, без привлечения строителей. Удобный предустановленный замок, позволит произвести монтаж резиновых плит без применения клея. Покрытие устойчиво к шипам, износу и проливу технических масел и бензина…

    Модульная плитка ПВХ для пола

    Модульная плитка ПВХ для пола в гараж, автосервис, цех, торгово-развлекательный центр, офис, фитнес и тренажерный зал, зрительный зал кинотеатра, склад. Модульные плитки ПВХ настолько просты в монтаже, что не требуют специальных навыков для своей установки. Неподготовленный человек может собрать более 100 кв.м. напольного покрытия за один рабочий день. Для сборки не требуется клей, цемент и другие крепежные материалы...


    +7 (495) 969-75-83

    +7 (495) 969-75-83

    +7 (495) 969-75-83

    Смотреть все предложения...

    Новостная сеть блогов MyWebS - это всё самое актуальное: основные мировые новости, лучшие фотографии из последних новостей. А также просто полезная и занимательная информация: о событиях в России, о достижениях в мире технологий, о загадочном и непостижимом, об исторических фактах и просто о знаменательных событиях.

    © Copyright 2010–2017