Австро-мадьярский «новый порядок» (18+)
История и события

    Начало Первой мировой войны повлекло широкомасштабные репрессии австрийских властей против русинов-лемков, что стало одной из самых трагических страниц истории лемковского народа.

    «Вся Лемковина была покрыта виселицами, на которых гибли ее лучшие сыны. Острый плуг войны точно перепахал Лемковину. Название каждого села было тут синонимом как минимум одного боя...», — писал лемковский историк.

    С сентября 1914 по весну 1915 гг. русские войска занимали большую часть территории австрийской Галиции, включая территорию Лемковины, где русская армия встретила доброжелательное отношение местного населения.

    После отступления русской армии австрийские военные власти арестовали несколько тысяч русинов-лемков, подозреваемых в шпионаже в пользу России, в основном представителей духовенства и интеллигенции, большинство которых были брошены в австрийский концлагерь Талергоф неподалеку от Граца.

    Значительная часть узников Талергофа погибла, не выдержав постоянных издевательств лагерной администрации и нечеловеческих условий содержания. По сути, в Талергофе был ликвидирован цвет русофильской интеллигенции русинов-лемков, а сам концлагерь вошел в историческую память русинов как символ мученичества за народность и веру.

    Другим символом мученичества русинов-лемков стал уроженец западной Лемковины молодой православный священник Максим Сандович, призывавший лемков униатского вероисповедания к возвращению в лоно православия.

    М. Сандович и вся его семья, включая отца, мать, брата и беременную жену, были арестованы австрийскими властями сразу после начала войны по доносу. 6 сентября 1914 г. М. Сандович без суда и следствия на глазах престарелого отца и жены был расстрелян венгерским ротмистром во дворе тюрьмы в г. Горлице.

    После трагических событий 1914-1915 гг. среди лемков широко распространилось мнение о том, что в трагедии Талергофа виновны местные украинофилы, доносившие австрийским властям на своих идеологических врагов-русофилов.

    «По лемковским селам под видом торговцев иконами… ходили украинские провокаторы и вели с селянами разговоры на политические темы, выдавая себя за друзей русского народа, — писал И.Ф. Лемкин. — У селян выясняли политические взгляды, все записывали, а потом отсылали властям. Таким образом был составлен список «moskalofilow»… На основе этого списка в начале войны была арестована вся лемковская интеллигенция и сотни селян...»

    В наибольшей степени от австрийских репрессий пострадали русины-лемки, однако преследования со стороны австро-венгерских властей коснулись всех областей, населенных карпатскими и галицкими русинами.

    Маховик репрессий против русофильской интеллигенции Галиции и Угорской Руси стал раскручиваться уже с начала августа 1914 г. С началом военных действий во Львове и других городах Восточной Галиции были закрыты все русские общества.

    Уже к 28 августа 1914 г. только во Львове было арестовано и брошено в тюрьмы около 2 тысяч узников — в основном «опасных для государства москвофилов». Поскольку мест для содержания арестованных не хватало, в начале сентября в Штирии был создан большой концентрационный лагерь Талергоф, куда уже 4 сентября прибыл первый транспорт заключенных из Львова численностью около 2 тысяч человек.

    По словам современников, за малейшее нарушение лагерного режима узников Талергофа ждала пуля; обычным явлением были пытки и издевательства, включающие самые изощренные; постоянным явлением была переполненность бараков и вопиющая антисанитария, в результате которой часто вспыхивали эпидемии.

    Так, по свидетельству узника Талергофа И. Васюты, во время эпидемии тифа, начавшейся в ноябре 1914 г. и продолжавшейся более двух месяцев, в Талергофе умерло до трех тысяч человек.

    «Как только Австро-Венгрия объявила войну России, — сообщали в июле 1917 г. представители русинской диаспоры в США — авторы «Меморандума Русского Конгресса в Америке», — более 30.000 русских людей в Галичине, Буковине и Угорской Руси были арестованы, избиты австрийскими жандармами, полицией и войском, подвергнуты неописуемым мучениям и заключены в концентрационные лагеря...: Талергоф, Терезиенштадт, Куфштейн, Шпильберг… и др.

    В одном лишь Талергофе… их умерло 1.500 человек от побоев, болезней и голода… Над мирным населением в Прикарпатской Руси немцы и мадьяры издевались таким нечеловеческим образом и сделали над ним столько насилий и зверств, что они ни в чем не уступают зверствам турок в Армении…

    Лишь за первые девять месяцев войны немцы и мадьяры расстреляли и повесили в Галичине, Буковине и Угорской Руси 20.000 людей. Сколько русского народа перевешали они во время своего наступления в 1915 и вообще в продолжение 1915, 1916 и 1917 годов, не поддается никакому исчислению».

    Дочь известного русского ученого-карпатоведа Ф.Ф. Аристова Т.Ф. Аристова, ссылаясь на показания очевидцев, вспоминала, что «только в одном селении Камен-Броды в Галичине палачи через единственную петлю повесили 70 крестьян на глазах их матерей, жен, детей, а затем убитых докалывали штыками».

    По словам русского журналиста, посетившего Львов сразу после его взятия русскими войсками, «быть арестованным и отведенным в военно-полевой суд, заседавший в каждом местечке, считалось счастьем, ибо в большинстве случаев палачи казнили на месте. Казнили врачей, юристов, писателей, художников, не разбирая ни положения, ни возраста».

    Волна репрессий обрушилась и на угорских русинов — коренное восточнославянское население Угорской Руси, которое венгерские власти подозревали в панславизме и прорусских настроениях.

    Массовые репрессии против угорских русинов со стороны венгерской военной администрации сочетались с установлением жесткого контроля над русинской интеллигенцией и духовенством; при этом уже в самом начале войны более 100 представителей русинского духовенства Угорской Руси было арестовано и интернировано в различных городах внутренней Венгрии.

    «Полмиллиона угорских русинов ждала неминуемая национальная гибель. Земли угорских русинов стали полем боя и на длительное время тылом действующей армии; села были сожжены дотла, имущество уничтожено и много русинов казнено», — отмечал чешский современник описываемых событий.

    Осмысливая трагедию русинского народа во время Первой мировой войны и роль в ней местных представителей украинского движения, галицкие общественные деятели-русофилы писали впоследствии, что «в то время как… террор в Бельгии или других странах всецело объясним одним фактором — войной..., в отношении Прикарпатской Руси этого недостаточно.

    Война тут была лишь удобным предлогом, а подлинные причины этой позорной казни зрели у кого-то в уме самостоятельно… Исключительным объектом австро-мадьярских жестокостей было русское народное движение, т.е. сознательные исповедники национального и культурного единства малороссов со всем остальным русским народом. Прикарпатские „украинцы“ были одним из главных виновников нашей народной мартирологии во время войны.

    В их низкой и подлой работе необходимо искать причины того, — отмечали галицкие русофилы, — что карпато-русский народ вообще, а наше русское национальное движение в частности с первым моментом войны очутились в пределах Австро-Венгрии на положении казнимого преступника».

    Впрочем, некоторые польские историки, столь трепетные и чуткие к страданиям собственного народа, ставят под сомнение страдания карпатских русинов во время Первой мировой войны, по меньшей мере бестактно рассуждая о «мифе мартирологии» и о «легенде Талергофа».

    К началу Первой мировой войны проавстрийская украинская ориентация в Восточной Галиции уже пустила достаточно глубокие корни. Мощная волна верноподданических манифестаций, прокатившаяся в Австро-Венгрии в поддержку правящей династии в конце июля 1914 г., затронула не только собственно австрийские и венгерские земли, но и славянские народы дунайской монархии, включая галицких русинов.

    Вечером 30 июля 1914 г. во Львове толпа местных русинов «двинулась к городской площади, распевая патриотические песни. Оркестр исполнял гимн австрийских народов и марш Радецкого; народ пел гимн с обнаженной головой… Вышедший на балкон наместник поблагодарил манифестантов за их лояльность, на что народ ответил громогласным: „Да здравствует Австрия! Да здравствует наш император!“.

    Переполненные пламенным австрийским патриотизмом львовяне вряд ли предполагали в то время, что уже через несколько месяцев Галиция будет занята русской армией. Однако связанные с этим мрачные ожидания галичан не оправдались.

    Чешские газеты со ссылкой на жителей западной Галиции сообщали о в целом корректном поведении русской армии. Так, заняв город Санок, «… русские не жгли и не грабили; не было проявлений какого-либо явного насилия.

    Впрочем, не обошлось без некоторых связанных с казаками инцидентов, за что их виновники были отстеганы нагайками. В деревнях русские реквизировали скот и зерно, но в большинстве случаев за это платили...»

    Разница между карпатскими русинами и представителями украинского движения в Восточной Галиции проявилась в их отношении к русской армии, которая с осени 1914 до весны 1915 г. занимала австро-венгерские территории, населенные русинами.

    Если австрийские воинские части, сформированные из украинских „сичевых стрельцов“ Галиции, оказывали русским войскам ожесточенное сопротивление, то после преодоления Карпат части русской армии встретили доброжелательное отношение карпатских русинов, которые не только помогали русским продовольствием, но и добровольно вступали в русскую армию.

    Русины часто предоставляли русскому командованию информацию о перемещениях австро-венгерских подразделений. В г. Бардейов местные русины раздавали листовки, призывавшие население помогать русским войскам.

    В ходе отступления русской армии в ее состав влилось много добровольцев из числа карпатских русинов. Только в Воловецком округе вместе с русскими войсками ушло 238 человек. Весьма сочувственное отношение русская армия встретила и со стороны русинов-лемков Западной Галиции, населявших территории к западу от реки Сан.

    Однако и в Восточной Галиции, несмотря на успехи поддерживаемого здесь Веной украинского национального движения, русофилы продолжали оставаться влиятельной общественной силой, что проявилось после занятия Восточной Галиции русской армией.

    По свидетельству известного русского писателя М.М. Пришвина, посетившего Восточную Галицию осенью 1914 г., в тылу русской армии было абсолютно безопасно даже в самых „мазепинских местах“. Пришвин отмечал, что «… почти нигде не было войск, даже разъездов, патрулей, и везде было так, как будто едешь по родной земле, способной нести крест татарского и всякого ига».

    Русины уходят вслед за русской армией.

    Кратковременное пребывание Галиции и Прикарпатья под контролем русской армии осенью 1914 — весной 1915 гг. вызвало надежды на присоединение Галиции к России в широких слоях русинского населения и побудило галицких политиков-русофилов развернуть энергичную деятельность по созданию „карпато-русской добровольческой дивизии — в противоположность поддерживаемому Австрией украинскому движению“.

    Предполагалось, что данная дивизия как автономная войсковая единица будет полностью укомплектована добровольцами из числа карпатских и галицких русинов, желающих воевать на стороне России.

    Активное участие в организации дивизии приняли ранее приговоренные австрийским судом к смерти депутаты австрийского парламента — известные галицкие русофилы Курилович и Марков, помилованные австрийцами только благодаря заступничеству испанского короля.

    Однако, по воспоминаниям русинских общественных деятелей, „когда эта задача уже была близка к выполнению, русская армия отступила из Галиции; затем последовала революция в России. Эти два события не позволили создать отдельную карпато-русскую добровольческую дивизию...“.

    А так обращались австрийцы и мадьяры с русинами, чехами, сербами. И даже поляками.

    Репрессии против русинов со стороны властей Австро-Венгрии не ограничивались только военно-полицейскими мерами, нередко приобретая разнообразные культурно-языковые формы. В наибольшей степени это было характерно для Угорской Руси.

    Так, летом 1915 г. венгерское правительство создало специальную комиссию греко-католического духовенства, которая была призвана внести изменения в церковную литературу, ввести григорианский календарь вместо юлианского календаря и заменить традиционный кириллический алфавит русинов латиницей.

    Хотя эти попытки в целом потерпели неудачу, некоторые провенгерски настроенные иерархи греко-католической церкви, включая главу Прешовской епархии епископа И. Новака и главу Мукачевской епархии епископа А. Паппа, по собственной инициативе стали заменять кириллицу венгерской латиницей в русинских школах и в церковной прессе.

    В издаваемой венгерским правительством для угорских русинов популярной газете „Недиля“ была упразднена кириллица и стала употребляться венгерская латиница. Запреты на использование кириллицы со стороны венгерских властей были призваны „ликвидировать все признаки родства с русскими“.

    Массовые и крайне жестокие репрессии против русинского населения позволяют говорить о том, что антирусинская политика австро-венгерских властей во время Первой мировой войны начала приобретать явственные формы геноцида.

    Главной жертвой австро-венгерского террора стала русофильская часть русинского общества, которая в результате широкомасштабных репрессий была сильно ослаблена, а в Восточной Галиции даже перестала существовать как культурный слой, что облегчило окончательную победу поддерживаемых Веной украинофилов.

    Трагический опыт массового преследования русинского населения австро-венгерскими властями в ходе Первой мировой войны вызвал рост антиавстрийских и антивенгерских настроений среди карпатских русинов.

    Значительная часть русинской общественности и политиков все чаще связывала политическое будущее Карпатской Руси и русинского народа с выходом из состава Австро-Венгрии и с присоединением к России, рассматривая это как наиболее естественный и оптимальный вариант решения русинской проблемы.

    Неблагоприятный для Центральных держав ход Первой мировой войны создавал питательную почву для подобного рода настроений. Инициативу радикального решения русинского вопроса взяли на себя влиятельные политические организации американских русинов, которые, в отличие от своих соотечественников в Австро-Венгрии, имели возможности для активной политической деятельности.

    В полной мере русинское национальное движение развернулось после распада Австро-Венгрии осенью 1918 г. и окончания Первой мировой войны.

    Источник: oper-1974.livejournal.com


    Дочитали статью до конца? Пожалуйста, примите участие в обсуждении, выскажите свою точку зрения, либо просто проставьте оценку статье.

    Вы также можете:

    • Перейти на главную и ознакомиться с самыми интересными постами дня
    • Добавить статью в заметки на: Добавить эту статью в TwitterДобавить эту статью ВконтактеДобавить эту статью в FacebookПоделиться В Моем Мире
    • Добавить на Яндекс

    • 0
    • 14 ноября 2016, 09:22
    • zumer

    Специальные предложения


    Резиновая плитка для пола «Модуль»

    Вулканизированная резина для пола в тренажерном зале обладает исключительной прочностью и укладывается как полы для занятий штангой и спортивные мобильные тяжелоатлетические площадки на улице. Покрытие не крошится и не впитывает влагу, это литая вулканизированная резина, не крошка! Покрытие послужит незаменимым полом в ангары для хранения мотоциклов, снегоходов, лодок, гидроциклов, катеров и яхт…

    Резиновое покрытие Трансформер «ЗЕРНО»

    Уникальное напольное покрытие из резины для быстрой и самостоятельной сборки пола в гараже. Полы в личном гараже Вы можете собрать своими руками, без привлечения строителей. Удобный предустановленный замок, позволит произвести монтаж резиновых плит без применения клея. Покрытие устойчиво к шипам, износу и проливу технических масел и бензина…

    Модульная плитка ПВХ для пола

    Модульная плитка ПВХ для пола в гараж, автосервис, цех, торгово-развлекательный центр, офис, фитнес и тренажерный зал, зрительный зал кинотеатра, склад. Модульные плитки ПВХ настолько просты в монтаже, что не требуют специальных навыков для своей установки. Неподготовленный человек может собрать более 100 кв.м. напольного покрытия за один рабочий день. Для сборки не требуется клей, цемент и другие крепежные материалы...


    +7 (495) 969-75-83

    +7 (495) 969-75-83

    +7 (495) 969-75-83

    Смотреть все предложения...

    Новостная сеть блогов MyWebS - это всё самое актуальное: основные мировые новости, лучшие фотографии из последних новостей. А также просто полезная и занимательная информация: о событиях в России, о достижениях в мире технологий, о загадочном и непостижимом, об исторических фактах и просто о знаменательных событиях.

    © Copyright 2010–2016