Как создавалась таможенная служба в Средней Азии
История и события

    25 октября Россия отметила День таможенника Российской Федерации. Это весьма молодой праздник. Он был введен в соответствии с указом первого президента Российской Федерации Бориса Ельцина № 811 «Об установлении Дня таможенника Российской Федерации» в 1995 году. До этого День таможенника отмечался 29 мая.

    История российской таможни уходит в дореволюционный период. Одним из наиболее сложных участков работы таможенной службы в Российской империи была Средняя Азия — Российский Туркестан. Самый известный «киношный» российский таможенник, Павел Верещагин из всеми любимого «Белого солнца пустыни», нес службу именно в Средней Азии. Кстати, его прототип — реальный человек, настоящий герой Михаил Поспелов, которого басмачи прозвали «Красный шайтан». Правда, служил Михаил Поспелов не в таможне, а в пограничной страже Российской империи, а затем в советской пограничной охране.

    Появление в Средней Азии российской таможенной службы было связано с присоединением Туркестана к Российской империи и необходимости защиты российских интересов в этом регионе. Как известно, присоединение Средней Азии к Российской империи имело для страны стратегическое значение. Оно не только создавало преграду на пути к дальнейшему проникновению британцев в Центральную Азию, но и обеспечивало возможность беспрепятственной торговли с азиатскими странами и освоения богатых природных ресурсов Туркестана.

    Включение значительной части Средней Азии в состав российского государства поставило вопрос и о необходимости создания в этом регионе органов исполнительной власти, в том числе — и таможенной службы. В 1867 г. было создано Туркестанское генерал-губернаторство, а 2 мая 1886 г. — утверждено мнение Государственного Совета Российской империи «Об устройстве таможенного надзора в Средней Азии». В соответствии с ним была введена должность специального чиновника для особых поручений по таможенным делам, который находился в подчинении Департамента таможенных сборов Министерства финансов Российской империи и отвечал за таможенный надзор в Туркестанском крае. В компетенции чиновника Минфина находились не только контроль над таможенными сборами, но и руководство пограничной стражей, профилактика и противодействие контрабанде. В подчинении чиновника находился делопроизводитель. В 1888 году, учитывая специфику службы, таможенники Туркестанского края были вооружены шашками и револьверами. Им разрешалось применять оружие в борьбе с преступниками — контрабандистами и лицами, покушающимися на таможенные кассы. В 1890 году было утверждено представление министра финансов Российской империи, в соответствии с которым создавались Туркестанский и Семипалатинский таможенные округа. Сотрудники таможенного ведомства, несущие службу в Туркестане, были приравнены в классах и правах на чинопроизводство и пенсии к таможенникам других регионов Российской империи.

    В компетенции Туркестанского таможенного округа оказалось ведение таможенных дел на территории Туркестанского генерал-губернаторства, Закаспийской области и южной части Семиреченской области. В состав Семипалатинского таможенного округа вошли таможенные учреждения, осуществляющие таможенный надзор на территории Семипалатинской области, восточной части Семиреченской области и Томской губернии. В каждом окружном управлении существовали должности начальника округа, окружного таможенного ревизора и чиновников особых поручений. В связи с проведением модернизации таможенной службы Туркестана, упразднялась должность чиновника особых поручений по таможенным делам в Министерстве финансов Российской империи.

    Поскольку российский протекторат был установлен над Бухарским эмиратом и Хивинским ханством, сохранившими собственные традиционные структуры управления, 6 июня 1884 г. был учрежден таможенный надзор на правом берегу рек Пяндж и Аму-Дарья. 1 июля 1894 г. были открыты Асхабадская таможня 1 класса и Бухарская таможня 1 класса. В каждой из двух новых таможен несли службу управляющий, 2 члена управления, бухгалтер — выкладчик пошлин, пакгаузный надзиратель и 2 переводчика. Таможенные учреждения и пограничная охрана на побережье рек Амударья и Пяндж, и Бухарская таможня, были подчинены начальнику Туркестанского таможенного округа.

    Для осуществления пограничного надзора, который также входил в компетенцию таможенной службы, 6 июня 1894 г. были выделены 2 штаб-офицера в чине полковника, 2 обер-офицера для поручений, 9 начальников пограничных дистанций в обер-офицерских званиях, 2 врача и 9 вольнонаемных фельдшеров. В состав пограничного надзора также включили 298 конных и 21 пеших нижних чинов Отдельного корпуса пограничной стражи и 472 вольнонаемных служащих из числа местных жителей. «Джигиты», как называли в пограничной страже местных жителей, назначались для несения службы на постах на побережье Пянджа и Амударьи. Были введены инструкции и относительно применения чинами пограничной стражи холодного и огнестрельного оружия при пресечении противоправных действий или преследовании злоумышленников. Постановления таможенных органов издавались на русском языке, но переводились и на местные языки.

    Особое внимание таможенное руководство уделяло Закаспийской области. Сейчас большая ее часть входит в состав Туркменистана. Тогда же, в конце XIX — начале ХХ вв., Закаспийская область была пустынной и плохо освоенной территорией, на которой проживали воинственные туркменские племена. В то же время, она имела стратегическое для Российской империи значение, так как выходила на Каспийское море и граничила с Персией. Поэтому в Закаспийской области также полагалось иметь серьезный и эффективно действующий таможенный контроль. Уже в середине 1890-х гг. стало понятно, что пограничный и таможенный надзор в среднеазиатских областях Российской империи нуждается в дальнейшем совершенствовании, в первую очередь за счет развития «силового блока», обеспечивающего безопасность границ и охрану порядка в приграничных районах.

    В соответствии с мнением Государственного Совета, утвержденным 9 декабря 1896 года, пограничный надзор в Средней Азии был преобразован в две бригады Отдельного корпуса пограничной стражи. В Закаспийской области была создана Закаспийская бригада пограничной стражи. В ней несли службу командир бригады, помощник командира бригады, 5 командиров отделов, 30 обер-офицеров, 1390 нижних строевых чинов, 1 старший врач и 3 младших врача, 1 ветеринарный врач. В распоряжении бригады находились 865 верховых и 14 обозных лошадей. В составе Амударьинской бригады пограничной стражи несли службу командир бригады, помощник командира, 4 командира отделов, 25 обер-офицеров, 1 старший врач, 2 младших врача, 915 нижних чинов. В распоряжении бригады находились 505 верховых и 13 обозных лошадей, а также 12 мулов. Для усиления Закаспийской и Амударьинской бригад пограничной стражи полагались и 212 конных джигитов из числа местных жителей.

    Однако, на создании бригад пограничной стражи в Закаспийской области и на Амударье, мероприятия по совершенствованию системы таможенного надзора и пограничной охраны в российской Средней Азии не закончились. Так, 4 июня 1899 года были упразднены Семипалатинский и Закаспийский таможенные округа. Все таможенные учреждения, действовавшие прежде на территории Закаспийского округа, были подчинены Туркестанскому таможенному округу. В округе были введены должности 7 таможенных инспекторов, каждый из которых отвечал за конкретный участок на территории таможенного округа. В компетенции таможенного инспектора находились вопросы организации надзора за таможенной службой, ревизии, наблюдение за соблюдением законности сотрудниками таможни. В то же время, таможенному участковому инспектору можно было пожаловаться на неправомерные, по мнению жалобщика, действия таможенных чинов. Таможенный инспектор отвечал и за оценку и переоценку задержанного таможенниками товара, мог разрешить продажу конфискованного товара.

    В составе Туркестанского таможенного округа 10 августа 1899 г. было создано четыре инспекторских таможенных участка. Первый участок охватывал территорию от восточного побережья Каспийского моря до Асхабада, второй участок — от Асхабада до Бухары, включая таможни по линии железной дороги и по границе с Персией и Афганистаном. Третий участок охватывал территорию от Керков до Богорака по Амударье. Наконец, в ведении четвертого участка оказывалась обширная территория от Коканда до границ с Китаем и по китайской границе — до бывшего Семипалатинского таможенного округа. Спустя два года, 10 декабря 1901 года, были созданы Самаркандская и Кокандская таможни 1 класса. Самаркандская таможня 1 класса также получала статус и права Главных складочных таможен российского Туркестана.

    В чем заключалась разница таможен 1 и 2 класса? Первым таможням разрешалось привозить все разрешенные к ввозу на территорию Российской империи товары. Вторым таможням — все разрешенные к ввозу товары, кроме тех, которые нуждались в технической экспертизе. Таможенные заставы обладали правом пропуска товаров, разрешенных для пропуска через таможни 2 класса и в том случае, если они предназначены для местного потребления, а сумма пошлин не превышала 15 рублей. Таможенные посты существовали исключительно для пропуска жителей пограничных территорий и не обладали правом пропуска иностранных товаров. В то же время, в Ферганской, Семипалатинской и Семиреченской областях таможенные посты могли пропускать иностранные товары, предназначенные для местного потребления и включенные в особый список Министерства финансов. Этим разрешением власти облегчали жизнь местного населения, которое имело тесные родственные и хозяйственные связи с соплеменниками, оказавшимися за пределами границ Российской империи. Ведь узбеки, таджики, туркмены, казахи, киргизы проживали не только в Российской империи, но и в Персии, Афганистане и Китайской империи. Многие жители пограничных селений имели близких родственников в соседних государствах и те, соответственно, могли привозить какие-либо товары. Кстати, таможенным чинам принимать участие в коммерческой деятельности запрещалось.

    Рассказывая о становлении таможенной службы в Средней Азии, нельзя обойти вниманием и людей, которые принимали в этом непосредственное участие. Еще в 1893 г. для упорядочения мероприятий по организации пограничной охраны в Средней Азии, туда была направлена комиссия во главе с генерал-майором Михаилом Георгиевичем Баевым (1837-1895) — осетином по происхождению, с 1888 по 1895 гг. руководившим Бессарабским округом пограничной стражи. Однако Баев по прибытию в Туркестан тяжело заболел и его функции пришлось передать генерал-майору Николаю Антоновичу Усову (1833-?), руководившему Калишским таможенным округом. Первым командующим 7-м округом пограничной стражи был назначен генерал-майор Александр Петрович Куницкий (1840-?), находившийся на должности с 1899 по 1904 гг.

    Слева: генерал-майор Михаил Георгиевич Баев. Справа: генерал-майор Александр Петрович Куницкий

    В 1912 году начальником Туркестанского таможенного округа был назначен Владимир Елисеевич Сердюков, которого в следующем 1913 году произвели в действительные статские советники. Ему пришлось руководить таможенной службой в Средней Азии в очень непростые времена. Ведь в 1914 году началась Первая мировая война, что неизбежно отразилось на общей обстановке в отдаленных районах Российской империи, в том числе и в Туркестане. Когда в 1917 году произошла революция, Отдельный корпус пограничной стражи прекратил свое существование. Южные рубежи России фактически оказались открытыми. Тем не менее, Владимир Сердюков, оставаясь во главе таможенного управления, силами немногочисленных сотрудников, не покинувших место работы, организовал охрану имущества таможенных учреждений. Благодаря его деятельности таможенный контроль все же продолжал функционировать.

    В 1918 г. Владимира Сердюкова назначили директором Таможенного управления Туркестана. Примечательно, что кроме сугубо таможенных дел, ему приходилось заниматься и приемом, размещением и устройством беженцев, беспризорных детей. В 1920 г. была образована Туркестанская дивизия пограничной охраны, которая была призвана осуществлять охрану государственной границы в Средней Азии и силовое прикрытие деятельности таможенного контроля. Поскольку большинство командиров и комиссаров дивизии не имели опыта организации мероприятий пограничной охраны, Владимир Сердюков оставался главным наставником для них, помогал организовывать пограничную охрану на всей протяженности среднеазиатских границ. Огромной проблемой стало басмаческое движение, охватившее значительную часть Средней Азии. В январе 1920 г. на базе Таможенного управления Туркестана было создано Управление Туркестанского таможенного контроля, во главе которого опять поставили Владимира Елисеевича Сердюкова.

    Окончательное оформление структур таможенного надзора в Средней Азии происходило уже в советский период. После того, как в состав СССР вошли Бухарская народная советская республика и Хивинская народная советская республика, началась централизация системы таможенного контроля в Средней Азии. Между тем, еще в 1924 г. был принят Таможенный устав СССР. В соответствии с ним, таможенные органы страны были подчинены Народному комиссариату внешней торговли (НКВТ), в составе которого были созданы Главное таможенное управление и Таможенно-тарифный комитет. После распада Советского Союза в появившихся независимых государствах Средней Азии были созданы собственные таможенные органы. Но это уже совсем другая история.

    Илья Полонский
    Источник: topwar.ru


    Дочитали статью до конца? Пожалуйста, примите участие в обсуждении, выскажите свою точку зрения, либо просто проставьте оценку статье.

    Вы также можете:

    • Перейти на главную и ознакомиться с самыми интересными постами дня
    • Добавить статью в заметки на: Добавить эту статью в TwitterДобавить эту статью ВконтактеДобавить эту статью в FacebookПоделиться В Моем Мире
    • Добавить на Яндекс

    • 0
    • 26 октября 2016, 11:01
    • iunior

    Специальные предложения


    Резиновая плитка для пола «Модуль»

    Вулканизированная резина для пола в тренажерном зале обладает исключительной прочностью и укладывается как полы для занятий штангой и спортивные мобильные тяжелоатлетические площадки на улице. Покрытие не крошится и не впитывает влагу, это литая вулканизированная резина, не крошка! Покрытие послужит незаменимым полом в ангары для хранения мотоциклов, снегоходов, лодок, гидроциклов, катеров и яхт…

    Резиновое покрытие Трансформер «ЗЕРНО»

    Уникальное напольное покрытие из резины для быстрой и самостоятельной сборки пола в гараже. Полы в личном гараже Вы можете собрать своими руками, без привлечения строителей. Удобный предустановленный замок, позволит произвести монтаж резиновых плит без применения клея. Покрытие устойчиво к шипам, износу и проливу технических масел и бензина…

    Модульная плитка ПВХ для пола

    Модульная плитка ПВХ для пола в гараж, автосервис, цех, торгово-развлекательный центр, офис, фитнес и тренажерный зал, зрительный зал кинотеатра, склад. Модульные плитки ПВХ настолько просты в монтаже, что не требуют специальных навыков для своей установки. Неподготовленный человек может собрать более 100 кв.м. напольного покрытия за один рабочий день. Для сборки не требуется клей, цемент и другие крепежные материалы...


    +7 (495) 969-75-83

    +7 (495) 969-75-83

    +7 (495) 969-75-83

    Смотреть все предложения...

    Новостная сеть блогов MyWebS - это всё самое актуальное: основные мировые новости, лучшие фотографии из последних новостей. А также просто полезная и занимательная информация: о событиях в России, о достижениях в мире технологий, о загадочном и непостижимом, об исторических фактах и просто о знаменательных событиях.

    © Copyright 2010–2016