45 лет назад советский «Марс-3» коснулся поверхности Красной планеты
СССР ☭

    2 декабря 1971 года после шестимесячного перелёта советский спускаемый аппарат «Марс-3» коснулся поверхности Красной планеты. Так была совершена первая в истории успешная мягкая посадка на другую планету Солнечной системы. Несмотря на то что на Земле практически сразу же перестали получать радиосигнал с посадочного модуля, само по себе это событие положило начало эпохе изучения Марса при помощи спускаемых аппаратов.

    Строго говоря, «Марс-3» — это название автоматической межпланетной станции, которое распространяется и на спускаемый аппарат с автоматической марсианской станцией, находившийся у неё на борту. Учёные запустили «Марс-3» к четвёртой планете от Солнца 28 мая 1971 года на ракете-носителе «Протон-К» с космодрома Байконур. После выхода межпланетной станции на орбиту спускаемому модулю предстояло сесть на поверхность.

    Посадка 2 декабря заняла порядка 4,5 часа. Несмотря на скудные сведения, которыми располагали учёные о поверхности планеты, спуск с орбиты проходил по плану. «Марс-3» сел между областями Электрис и Фаэтонис, а если точнее — в плоском кратере Птолемей.

    В свою очередь, межпланетная станция, оставаясь на орбите, сделала вокруг Марса 20 витков и в течение этого времени продолжала передавать на Землю данные, в том числе о составе атмосферы и магнитном поле планеты.

    Однако некоторым планам учёных не суждено было осуществиться. Всё, что успел сделать спускаемый аппарат после мягкой посадки, — это передать одну нечёткую фотографию. Помехи на ней не давали толком понять, что запечатлено на изображении, поэтому науке фотография ценных знаний не предоставила. Да и приём сигналов от «Марса-3» продолжался чуть более 14 секунд, а затем связь прервалась по неизвестной причине. Возможно, к поломке аппаратуры привела глобальная марсианская пылевая буря.

    * * *


    Изначально у исследователей были куда более амбициозные планы. Программу спуска отрабатывали поэтапно в НПО имени Лавочкина, где строили «Марс-3». Спускаемый аппарат был оснащён несколькими двигателями, которые должны были отрегулировать его вхождение в разрежённую атмосферу Марса, дальнейший спуск и мягкую посадку. Той же цели служили два парашюта, которые раскрывались на разных этапах процесса.

    Предполагаемые нагрузки на спускаемый аппарат на Земле испытали при помощи центрифуги. Способность аппарата принять вертикальное положение на поверхности проверили с помощью наклонной стенки, на которой имитировалась сила притяжения Марса. Модуль оснастили четырьмя лепестками, которые должны были упереться в грунт и обеспечить аппарату устойчивое положение.

    «Марс-3», конечно, снабдили и устройствами для изучения скорости ветра и химического состава поверхности планеты. Но настоящей жемчужиной, которую он нёс на борту, был первый в мире марсоход. Его назвали «Прибор оценки проходимости — Марс», или ПрОП-М. Габариты устройства составляли 25х22х4 см, масса — 4,5 кг. Задачей этого небольшого планетохода было изучение плотность поверхности Марса. Соединённый с автоматической марсианской станцией 15-метровым кабелем, он должен был передавать ей данные о свойствах грунта. Марсоход передвигался со скоростью один метр в час. Учёные предусмотрели в даже возможность обхода препятствий: когда марсоход сближался с одним из них, он останавливался и ждал команды от станции, чтобы его обойти.

    Свою функцию марсоход не выполнил — по крайней мере, исследователи не получили от него никаких данных. Единственный радиосигнал, который удалось принять учёным со спускаемого аппарата, передала фотокамера.

    Спустя примерно 40 лет история советского спускаемого аппарата получила неожиданное продолжение. Большая группа энтузиастов под руководством сотрудника частной космической компании «Даурия Аэроспейс» и научно-популярного блогера Виталия Егорова начала поиски следов «Марса-3» на Красной планете: в 2007 году выяснилось, что точное расположение аппарата никому не известно.

    Поиск фрагментов проводился на снимках, полученных американской автоматической межпланетной станцией Mars Reconnaissance Orbiter. Площадь, которую предстояло исследовать добровольцам, составляла 6 на 20 квадратных километров. Первым был найден парашют, который отделился во время спуска аппарата, а позже и он сам. В апреле 2013 года NASA подтвердило, что найденные объекты с большой долей вероятности являются частями аппарата «Марс-3».
    Источник: russian.rt.com


    Дочитали статью до конца? Пожалуйста, примите участие в обсуждении, выскажите свою точку зрения, либо просто проставьте оценку статье.

    Вы также можете:

    • Перейти на главную и ознакомиться с самыми интересными постами дня
    • Добавить статью в заметки на: Добавить эту статью в TwitterДобавить эту статью ВконтактеДобавить эту статью в FacebookПоделиться В Моем Мире
    • Добавить на Яндекс


    Специальные предложения


    Резиновая плитка для пола «Модуль»

    Вулканизированная резина для пола в тренажерном зале обладает исключительной прочностью и укладывается как полы для занятий штангой и спортивные мобильные тяжелоатлетические площадки на улице. Покрытие не крошится и не впитывает влагу, это литая вулканизированная резина, не крошка! Покрытие послужит незаменимым полом в ангары для хранения мотоциклов, снегоходов, лодок, гидроциклов, катеров и яхт…

    Резиновое покрытие Трансформер «ЗЕРНО»

    Уникальное напольное покрытие из резины для быстрой и самостоятельной сборки пола в гараже. Полы в личном гараже Вы можете собрать своими руками, без привлечения строителей. Удобный предустановленный замок, позволит произвести монтаж резиновых плит без применения клея. Покрытие устойчиво к шипам, износу и проливу технических масел и бензина…

    Модульная плитка ПВХ для пола

    Модульная плитка ПВХ для пола в гараж, автосервис, цех, торгово-развлекательный центр, офис, фитнес и тренажерный зал, зрительный зал кинотеатра, склад. Модульные плитки ПВХ настолько просты в монтаже, что не требуют специальных навыков для своей установки. Неподготовленный человек может собрать более 100 кв.м. напольного покрытия за один рабочий день. Для сборки не требуется клей, цемент и другие крепежные материалы...


    +7 (495) 969-75-83

    +7 (495) 969-75-83

    +7 (495) 969-75-83

    Смотреть все предложения...

    Новостная сеть блогов MyWebS - это всё самое актуальное: основные мировые новости, лучшие фотографии из последних новостей. А также просто полезная и занимательная информация: о событиях в России, о достижениях в мире технологий, о загадочном и непостижимом, об исторических фактах и просто о знаменательных событиях.

    © Copyright 2010–2016